Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Понкрашина Мираслава Владиславовна - Использование занятий шахматами для повышения психологической готовности к школе
Понкрашина Мираслава Владиславовна - Использование занятий шахматами для повышения психологической готовности к школе

Нет экз.
Электронный ресурс
Автор: Понкрашина Мираслава Владиславовна
Использование занятий шахматами для повышения психологической готовности к школе : выпускная квалификационная работа : Бакалаврская работа
Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2025 г.
ISBN отсутствует
Автор: Понкрашина Мираслава Владиславовна
Использование занятий шахматами для повышения психологической готовности к школе : выпускная квалификационная работа : Бакалаврская работа
Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2025 г.
ISBN отсутствует
Электронный ресурс
Понкрашина, Мираслава Владиславовна.
Использование занятий шахматами для повышения психологической готовности к школе : выпускная квалификационная работа : Бакалаврская работа / Мираслава Владиславовна Понкрашина. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2025. – 129 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=505122 . – 37.03.01 - Психология. Направленность программы "Психологическое консультирование".
В работе исследуется влияние занятий шахматами на психологическую готовность к школе у детей подготовительной группы детского сада. Сравниваются результаты трех групп (по 22 человека): занимающихся по технологии «Шахматы для общего развития» с воспитателем, занимающихся шахматами с тренером и не занимающихся шахматами. Диагностика компонентов психологической готовности к школе проводилась с помощью методик: «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасика, «Стандартная беседа» Нежновой, методика «Муха», «Прогрессивные матрицы Равена», «Методика определения мотивов учения» Гинзбург М. Р. Установлено, что дети, обучающиеся по технологии «Шахматы для общего развития», демонстрируют значимую положительную динамику по интеллектуальной зрелости, произвольности поведения, мотивационной готовности и способности действовать в уме, в отличие от других групп. При этом только в этой группе отсутствует отрицательная динамика. Группа, занимавшаяся с тренером, показала улучшение лишь по произвольности поведения, тогда как по интеллектуальной зрелости и внутреннему плану действий зафиксирована отрицательная динамика. В группе, не занимающейся шахматами, выявлено снижение показателей внутреннего плана действий без значимых изменений по другим параметрам. Результаты свидетельствуют, что ключевым фактором повышения психологической готовности к школе является не просто обучение шахматам, а технология, на которой оно построено.
This study examines the influence of chess instruction on psychological school readiness in children from a kindergarten preparatory group. The results of three groups (22 children each) were compared: those taught using the "Chess for General Development" method with a teacher, those receiving chess lessons from a coach, and a group not engaged in chess. The assessment of school readiness components was conducted using the following methods: D.B. Elkonin`s "Graphic Dictation", the "Kern–Jirásek School Maturity Orientation Test", Nezhnov’s "Standard Interview", the "Fly", "Raven`s Progressive Matrices", and M. R. Ginsburg`s "Method for Determining Learning Motivation". The findings reveal that children taught using the "Chess for General Development" method demonstrate significant positive progress in intellectual maturity, behavioral self-regulation, motivational readiness, and mental planning abilities, unlike the other groups. Moreover, only this group showed no negative trends. The group trained by a chess coach exhibited improvement solely in behavioral self-regulation, while displaying negative dynamics in intellectual maturity and mental planning. The group, which did not engage in chess, showed a decline in mental planning without significant changes in other parameters.
Общий = Детская психология : Педагогическая психология
Общий = Образование. Педагогическая наука : Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика
Понкрашина, Мираслава Владиславовна.
Использование занятий шахматами для повышения психологической готовности к школе : выпускная квалификационная работа : Бакалаврская работа / Мираслава Владиславовна Понкрашина. – Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2025. – 129 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=505122 . – 37.03.01 - Психология. Направленность программы "Психологическое консультирование".
В работе исследуется влияние занятий шахматами на психологическую готовность к школе у детей подготовительной группы детского сада. Сравниваются результаты трех групп (по 22 человека): занимающихся по технологии «Шахматы для общего развития» с воспитателем, занимающихся шахматами с тренером и не занимающихся шахматами. Диагностика компонентов психологической готовности к школе проводилась с помощью методик: «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасика, «Стандартная беседа» Нежновой, методика «Муха», «Прогрессивные матрицы Равена», «Методика определения мотивов учения» Гинзбург М. Р. Установлено, что дети, обучающиеся по технологии «Шахматы для общего развития», демонстрируют значимую положительную динамику по интеллектуальной зрелости, произвольности поведения, мотивационной готовности и способности действовать в уме, в отличие от других групп. При этом только в этой группе отсутствует отрицательная динамика. Группа, занимавшаяся с тренером, показала улучшение лишь по произвольности поведения, тогда как по интеллектуальной зрелости и внутреннему плану действий зафиксирована отрицательная динамика. В группе, не занимающейся шахматами, выявлено снижение показателей внутреннего плана действий без значимых изменений по другим параметрам. Результаты свидетельствуют, что ключевым фактором повышения психологической готовности к школе является не просто обучение шахматам, а технология, на которой оно построено.
This study examines the influence of chess instruction on psychological school readiness in children from a kindergarten preparatory group. The results of three groups (22 children each) were compared: those taught using the "Chess for General Development" method with a teacher, those receiving chess lessons from a coach, and a group not engaged in chess. The assessment of school readiness components was conducted using the following methods: D.B. Elkonin`s "Graphic Dictation", the "Kern–Jirásek School Maturity Orientation Test", Nezhnov’s "Standard Interview", the "Fly", "Raven`s Progressive Matrices", and M. R. Ginsburg`s "Method for Determining Learning Motivation". The findings reveal that children taught using the "Chess for General Development" method demonstrate significant positive progress in intellectual maturity, behavioral self-regulation, motivational readiness, and mental planning abilities, unlike the other groups. Moreover, only this group showed no negative trends. The group trained by a chess coach exhibited improvement solely in behavioral self-regulation, while displaying negative dynamics in intellectual maturity and mental planning. The group, which did not engage in chess, showed a decline in mental planning without significant changes in other parameters.
Общий = Детская психология : Педагогическая психология
Общий = Образование. Педагогическая наука : Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика