1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
—————————————————————————
На правах рукописи
КИСЕЛЕВ Алексей Витальевич
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ ФСБ РОССИИ ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ
13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент
САВИН Юрий Викторович
Москва — 2010
2 ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Введение | 3 |
Глава 1. Методическая компетентность начинающих преподавателей как проблема социально-педагогического исследования | 14 |
1.1. Теоретический анализ методической компетентности преподавателя | 14 |
1.2. Проблемы становления и развития методической компетентности преподавателей вузов | 26 |
1.3. Социально-педагогические предпосылки формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля | 42 |
| |
Глава 2. Содержание процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля | 52 |
2.1. Модель процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля | 52 |
2.2. Критерии и показатели методической компетентности начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля | 72 |
2.3. Содержание процесса опытно-экспериментальной работы по формированию методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля | 80 |
| |
Глава 3. Обоснование социально-педагогических условий формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля | 89 |
3.1. Создание сети социального партнерства в высшем учебном заведении ФСБ России пограничного профиля | 89 |
3.2. Включение начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля в социально значимую деятельность | 106 |
3.3. Соблюдение и использование начинающими преподавателями высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля воинских традиций в своей педагогической деятельности | 115 |
Заключение | 127 |
Список литературы | 134 |
Приложения | 152 |
3 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в военном образовании Российской Федерации на современном этапе, предъявляют новые требования к учебно-воспитательному процессу в высших учебных заведениях ФСБ России пограничного профиля, отражая потребность в преподавателях с высоким уровнем теоретических знаний и практических умений, способных к профессиональному росту. В связи с этим, проблема компетентности преподавателей приобретает глубокий общественно значимый смысл, в которой наиболее важным составляющим является его методическая компетентность.
Анализ современной научной литературы показывает, что вопросы методической компетентности преподавателя рассматриваются: в общетеоретическом анализе профессиональной компетентности педагога (А. Г. Асмолов, Р. Х. Гильмеева); в методологической компетентности и методологической культуре (Т. Б. Алексеева, П. А. Баранов, Р. У. Богданова, А. И. Кочетов, С. В. Кульневич, О. Е. Лебедев); в методическом мышлении (Н. Е. Кузовлева, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская); в методической рефлексии (О. С. Анисимов, Н. Ю. Посталюк); в компетентности и компетенции (О. А. Абдуллина, М. В. Аверина, И. А. Ильин, И. И. Лейман, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Матусевич, Г. В. Мухаметзянова, В. Г. Онушкин, Ю. И. Саенко, М. Н. Скаткин и др.).
Проведенный анализ исследований различных научных подходов показал, что проблема формирования методической компетентности начинающих преподавателей с учетом социально-педагогических условий до сих пор не являлась предметом специального социально-педагогического исследования. Кроме того, нет единого подхода к определению понятий «методическая компетентность преподавателя», «методическая компетенция преподавателя» и «методическое мастерство преподавателя».
4Состояние образовательной практики военно-специальных учебных заведений свидетельствует о наличии ряда противоречий между:
• потребностью в квалифицированных педагогах и отсутствием образовательных учреждений, в которых происходит целенаправленная профессиональная подготовка преподавателей для военно-специальных учебных заведений;
• организацией процесса становления молодого педагога и не использованием возможностей социума учебного заведения;
• требованием к повышению уровня педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и слабым знанием молодыми педагогами традиций ведомства и учебного заведения.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и практическая значимость ее разрешения послужили основой для выбора темы диссертационного исследования «Социально-педагогические условия формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля».
Научная задача исследования представляет собой выявление социально-педагогических условий, позволяющих обеспечить повышение эффективности процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений, для успешного решения ими педагогических задач.
Объект исследования: процесс формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений.
Предмет исследования: социально-педагогические условия, влияющие на процесс формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений.
Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать социально-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей
5военно-специальных учебных заведений, и на этой основе разработать и обосновать модель процесса формирования методической компетентности у начинающих педагогов, а также подготовить практические рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность и содержание методической компетентности педагога.
2. Выявить социально-педагогические предпосылки формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений.
3. Обосновать социально-педагогические условия, повышающие эффективность процесса формирования методической компетентности у начинающих педагогов.
4. Определить критерии и показатели методической компетентности преподавателя военно-специального учебного заведения.
5. Разработать и апробировать модель процесса формирования методической компетентности у начинающих преподавателей.
Гипотеза исследования: процесс формирования методической компетентности у начинающих преподавателей военно-специальных учебных заведений будет успешным, если:
• организовать взаимодействие субъектов учебно-профессиональной среды военно-специального учебного заведения, направленное на оказание социальной поддержки начинающему педагогу;
• включить начинающих преподавателей в социально значимую деятельность в учебном заведении;
• начинающие преподаватели будут соблюдать и использовать в своей педагогической деятельности традиции ведомства и учебного заведения.
Методологической основой исследования являются социально-педагогические идеи: о личности как субъекте социальной обусловленности
6развития человека и общества; о социальных институтах педагогического характера как устойчивых формах профессионального развития педагога, функционирующих на уровне военного социума; о социальном взаимодействии как процессе непосредственного или опосредованного циклического воздействия социальных объектов друг на друга; концепции социально-педагогического подхода к исследованию социальных явлений, личностно-ориентированного подхода к обучению и профессиональной деятельности педагогов, а также ведущие идеи отечественных специалистов в области теории и практики организации методической работы с преподавателями; представления о военно-специальном учебном заведении, как о социальном институте и воспитывающем коллективе.
Теоретическую базу исследования составляют: фундаментальные и общепедагогические исследования (Я. А. Коменский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.). Ведущими принципами исследования стали: концептуальные основы компетентностного подхода (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур, Е. П. Тонконогая, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.); положения личностно-деятельностного подхода в педагогике высшей военной школы (А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов, В. П. Давыдов и др.); научные подходы к структуре педагогической деятельности (Г. М. Коджаспирова, В. Г. Крысько, Н. В. Кузьмина и др.); подходы к формированию и развитию педагогического мастерства (А. К. Быков, В. А. Скакун, И. Ф. Харламов и др.); основы реализации социально-педагогических технологий (Л. В. Мардахаев, О. Г. Прохорова, Ю. В. Савин, В. С. Торохтий и др.); положения об оценке качества педагогической деятельности (В. П. Беспалько, Г. И. Хозяинов, Р. Х. Шакуров и др.); о методах экспертной оценки и педагогических измерений (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Б. П. Битинас, Л. Г. Евланов, В. А. Кутузов и др.); научные подходы к профессиональному самоопределению личности с активной жизненной позицией и ее взаимосвязь с окружающей средой (Н. С. Дежникова, М. В. Дорн, Ю. Л. Еремкин, Т. Е. Ефимова,