Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Академия педагогических наук СССР

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

На правах рукописи

ГУСЬКОВА (Ермолова) Татьяна Викторовна

УДК 159.97

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

19.00.07 — педагогическая и возрастная психология

Диссертация

на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

 

Научные руководители —
доктор психологических наук М. И. ЛИСИНА

кандидат психологических наук
М. Г. ЕЛАГИНА

Москва — 1988

2

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава I.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

9

1.1.

Проблема возрастных кризисов в постановке Л. С. Выготского

9

1.2.

Проблема критических периодов в работах зарубежных исследователей

14

1.3.

Проблема возрастных кризисов в современной советской психологии

20

1.4.

Кризис 3 лет и его изучение

31

1.5.

Исходная теоретическая ориентация исследования и подход к изучению центрального новообразования возраста

41

Глава II.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМПТОМОВ КРИЗИСА 3 ЛЕТ

50

2.1.

Цели, задачи и организация наблюдений

50

2.2.

Процедура выявления симптомов кризиса

52

2.3.

Описание симптомов кризиса 3 лет

55

2.4.

Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет

67

Глава III.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕГО СЕБЯ В ФОРМЕ "ГОРДОСТИ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ"

87

3.1.

Цели и задачи экспериментального изучения

87

3.2.

Эксперимент "Гордость за достижение"

87

3.3.

Эксперимент "Воображение"

108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

117

БИБЛИОГРАФИЯ

130

ПРИЛОЖЕНИЯ

142

3

ВВЕДЕНИЕ

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости (Л. С. Выготский, 1984).

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

Существующие представления о критических возрастах во многом противоречивы. Это связано с определенными теоретическими разногласиями во взглядах исследователей, с недостатком конкретных знаний об особенностях развития детей в эти пе риоды и с методическими трудностями при изучении детей в критических возрастах. Поэтому так важны новые исследования в этой области. В последнее время предметом изучения стали подростковый и юношеский кризисы (Д. И. Фельдштейн, 1982; И. В. Дубровина, 1987; И. С. Кон, 1982), кризис 7 лет (А. Л. Венгер, 1986; Г. Г. Кравцов, 1987; Е. Е. Сапогова, 1986). Наименее изученными оказались кризисы, возникающие на ранних этапах онтогенеза, и, в частности, кризис 3 лет. Он был выбран в качестве предмета нашего исследования.

4

Кризис 3 лет традиционно связывают с семизвездием симптомов, куда входят негативизм, упрямство, своеволие, стремление к деспотическому управлению взрослыми, строптивость, протест-бунт и обесценивание взрослых. Все они располагаются вокруг оси социальных отношений. Тяжесть течения кризиса зависит от характера общения ребенка с окружающими.

Кризис 3 лет раскрывается не только со стороны тех изменений, которые обуславливают трудновоспитуемость ребенка, но и позитивных преобразований, консолидирующихся в психологических новообразованиях. Новообразованиями кризиса 3 лет называют личное действие и сознание "я сам" (Д. Б. Эльконин, 1960), систему Я (Л. И. Божович, 1978), чувство уверенности в себе (Э. Эриксон, 1968). Кризис 3 лет через их призму предстает как своеобразный и чрезвычайно важный период в развитии личности ребенка.

Открытым остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Неясность в столь существенном вопросе определила проблему исследования, которая состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Теоретической основой работы является концепция возраста, предложенная Л. С. Выготским и развиваемая его последователями (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), и концепция генезиса общения, которая раскрывает его как фактор, определяющий

5

психическое развитие ребенка в первые 7 лет его жизни, и, прежде всего, становление его личности и самосознания (М. И. Лисина, 1980 а, б, 1986). Мы исходили также из разработанных рядом советских психологов представлений о личности как системе отношений человека к предметному миру, к другим людям и к себе (В. Н. Мясищев, 1966; А. Н. Леонтьев, 1977; С. Л. Рубинштейн, 1973).

Исходной в работе была гипотеза, согласно которой:

а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка;

б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме "гордости за достижение", б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.

2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.

3. Изучение процесса становления центрального новообразования кризиса 3 лет.

4. Изучение путей влияния общения и воображения на становление центрального новообразования критического периода.

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы.

6

Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовали 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981—83 годах в детских садах-яслях № 132 г. Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

1) описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй — из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими;

2) вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный "гордостью за достижение" и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста;

3) раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит "культурно-значимое достижение" и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру;

4) раскрыть роль общения в становлении центрального новообразования как задающего "зону ближайшего развития" и презентирующего малышу основное средство ориентации в задачах, возникающих в связи с ней — оценку. Оценка направляет деятельность ребенка на культурно-значимое достижение и обучает его деловой оценке себя.

7

Способность взрослого в общении задавать эту зону определяет течение кризиса 3 лет;

5) определить роль воображения в становлении новообразования кризиса 3 лет как внутреннего условия, обеспечивающего целеполагание.

Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным; 3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание; 4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет

Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет — одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развитии личности в онтогенезе.

Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательных стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Gpa-001/dGpa-001.htm