274 ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ НА ОТНОШЕНИЕ
РЕБЕНКА К ФИЗИЧЕСКИМ И СОЦИАЛЬНЫМ ЗРИТЕЛЬНЫМ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМ
С. Ю. КРУТСКИХ
(НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва)
Избирательность в отношении к воздействиям, падающим на организм, имеет громадное значение для формирования поведения, так как она определяет направление и объект ориентировки организма. Понимание системы избирательных отношенй субъекта позволяет правильно интерпретировать, уверенно предсказывать и осознанно формировать его поведение.
Развитие ребенка опосредствовано системой взаимоотношений с окружающими его взрослыми людьми. Можно полагать, что в процессе общения с ними у ребенка должно сформироваться избирательное отношение к тем воздействиям, которые исходят от окружающих людей, по сравнению с менее значимыми воздействиями, исходящими из предметного мира, от физических объектов.
Наличие избирательной восприимчивости у детей в отношении звуковых раздражителей было установлено в экспериментальных работах К. Т. Мухиной, Г. М. Лопес Гевары, Д. Б. Годовиковой, Е. О. Смирновой. Эта избирательность обнаруживается в предпочтительном выделении речевых воздействий среди всех других и в повышенной чувствительности к их особенностям по сравнению с другими воздействиями.
Было выдвинуто предположение о том, что избирательное отношение детей к речевым воздействиям взрослого определяется их ролью в общении взрослого и ребенка, которое имеет важнейшее значение в жизни и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Мы предположили, что если общение со взролыми так важно для ребенка, что определяет его избирательное отношение к звуковым раздражителям, то, по всей вероятности, эта закономерность сохраняется и для зрительных раздражителей.
В предлагаемой работе исследовалось наличие избирательной восприимчивости у младенцев в сфере зрительных воздействий, источником которых являлся либо взрослый, либо физические объекты. Особенностью этой работы являлось то, что в качестве критерия избирательности мы взяли не чувствительность ребенка к воздействиям, как это было в работах упомянутых выше авторов, а комплекс оживления.
Термин «комплекс оживления» был введен Н. М. Щеловановым для обозначения сложного поведения ребенка, включающего несколько компонентов, которые наблюдаются в момент радостного оживления, вызванного каким-либо приятным для него воздействием.
Некоторые исследователи склонны рассматривать комплекс оживления как обычную реакцию, как проявление радости не зависимо от того, воспринимает его кто-то или нет (М. Ю. Кистяковская, Н. М. Аскарина). Считают, что комплекс оживления является прежде всего активным жестом, адресуемым ребенком другому человеку (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). Мы взяли в качестве рабочей гипотезы точку зрения второй группы авторов.
Для проверки выдвинутого предположения было проведено экспериментальное исследование, в котором сравнивалось поведение детей
275в двух ситуациях при восприятии воздействии, исходящих от взрослого, и при восприятии предметов в отсутствие взрослого. При этом воздействия варьировались в каждой ситуации как по свому характеру, так и по силе. Предъявление раздражителей производилось двумя путями: в каждой ситуации объект в одном случае неподвижно предъявлялся ребенку и через некоторое время исчезал, в другом, — появившись, то приближался к ребенку, то удалялся от него, а затем оставался неподвижным на некотором расстоянии.
По силе раздражители изменялись следующим образом. Взрослый использовал такие воздействия, как появление без улыбки (самое слабое воздействие): улыбку, адресованную ребенку, и словесное обращение с улыбкой (максимальное воздействие). Предметы менялись по величине и интенсивности окраски. Каждое воздействие осуществлялось дважды при десятикратном предъявлении.
В процессе восприятия воздействий производилась регистрация поведения ребенка путем оценки в баллах компонентов комплекса оживления: взгляда, сосредоточения, улыбки, двигательного оживления и вокализаций. При обработке полученных результатов мы вычисляли общую интенсивность комплекса оживления и его компонентов при каждом воздействии. В опытах участвовало 11 детей в возрасте от 1,5 до 5,5 мес.
В результате экспериментов были выявлены значительные различия в поведении детей в ситуации восприятия воздействий взрослого и в ситуации восприятия предметов.
Во-первых, при восприятии воздействий взрослого общая интенсивность комплекса оживления была выше, чем при восприятии предметов.
Во-вторых, обнаружилось различие в составе комплекса оживления. Это различие заключалось в гораздо большем количестве улыбок и в большей их яркости при восприятии воздействий взрослого, чем при восприятии предметов, а также в большем числе вокализаций.
В-третьих, при изменении характера воздействия взрослого комплекс оживления перестраивался по своему составу. При изменении же характера предъявления предмета и самих предметов состав комплекса оживления не менялся. Когда взрослый оказывал свои воздействия таким образом, что давал ребенку возможность адресоваться к нему, в комплексе оживления сразу усиливались такие компоненты, как двигательное оживление и вокализации на фоне общего увеличения интенсивности всех компонентов при преобладании улыбки. При восприятии предметов в составе комплекса оживления во всех случаях на первом месте по интенсивности находилось сосредоточение, затем следовало двигательное оживление и невысокие значения улыбки и вокализаций. Было замечено также, что чем младше ребенок, тем реже наблюдались у него улыбки при восприятии предметов, в то время как при воздействиях взрослого улыбок у того же маленького ребенка было довольно много. Все указанные различия являются статистически значимыми.
Изложенные данные свидетельствуют о различном отношении детей раннего возраста к физическим и социальным зрительным раздражителям.
Проявление особой активности по отношению к взрослому объясняется, на наш взгляд, тем, что для детей раннего возраста наиболее жизненно важной задачей является установление контакта с окружающими людьми, так как общение с ними опосредствует их отношения со всем остальным миром. В процессе общения со взрослым ребенок
276научается использовать наиболее адэкватные средства для привлечения и удержания внимания другого человека. При этом основным средством общения у младенца первого полугодия жизни является улыбка. По отношению к зрительным раздражителям не социального характера ребенок долгое время проявляет преимущественно ориентировочное поведение, и улыбка при восприятии игрушек выражает, по-видимому, радость не столько по поводу новизны впечатления, сколько по поводу его значимости.
Полученные результаты позволяют также уточнить наши представления о природе комплекса оживления, как о способе выражения чувств, который первично возникает в сфере общения и имеет коммуникативное значение, а затем проявляется и как самостоятельная форма выражения чувств, приобретая экспрессивное значение.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что потребность в общении определяет избирательное отношение ребенка ко всем категориям раздражителей, источником которых является взрослый, — и слуховым, и звуковым — и делает их объектами особой активности ребенка.
Список замеченных опечаток
Страница | Место на странице | Опечатка | Должно быть |
274 | 4 абзац сверху (а. св.) | отношенй | отношений |
274 | 5 абзац снизу | взролыми | взрослыми |
275 | 1 а. св. | свому | своему |
276 | 1 а. св. | адэкватные | адекватные |