РОЛЬ МОТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ
В ПРОЦЕССАХ ВОСПРИЯТИЯ1
В I главе настоящей книги2 были приведены доводы в пользу рассмотрения восприятия как действия. Если эти доводы справедливы, то возникает вопрос о фактуре перцептивного действия, о его материальном обеспечении. Разумеется, каждая сенсорная модальность обладает своими специфическими рецепторными механизмами. Помимо них, в сенсорных системах имеются и некоторые общие для них моторные компоненты. Согласно некоторым современным данным последние в отдельных случаях совмещаются непосредственно с самими рецепторами; в других случаях моторика является внешней по отношению к сенсорным механизмам. Но независимо от способа участия моторных компонентов в восприятии возникает вопрос о том, является ли движение необходимым для осуществления перцептивных функций или двигательный компонент перцепции выполняет вспомогательные, внешние по отношению к ней функции.
В истории психологии проблема действия в восприятии чаще всего трактовалась как проблема участия моторных компонентов в этом процессе, при этом сенсорные и моторные компоненты восприятия исследовались в значительной степени изолированно. Этот искусственный разрыв до сих пор не преодолен, и оба аспекта изучения восприятия пока не укладываются в единую хорошо интегрированную схему.
В ходе развития экспериментальной психологии происходило интенсивное накопление фактического материала, касающегося роли движений рецепторных аппаратов в формировании образа; постепенно усовершенствовались и методики исследования. Однако анализ добываемых в экспериментах фактов наталкивался на значительные трудности.
Среди физиологов и психологов, исследовавших эту проблему, были как сторонники, так и противники гипотезы о существенной роли движения руки и глаза в процессе формирования осязательного и зрительного образов. К числу сторонников этой гипотезы принадлежали такие крупнейшие ученые XIX в., как Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов, а
ее противниками были Э. Геринг, В. Джемс и др. Вебер и Вундт подвергли двигательные компоненты осязания экспериментальному изучению. Затем в связи с началом аналитического изучения кожной чувствительности проблема осязания по существу была снята, так как исследователи не могли найти орган осязания (по типу холодовых, тепловых и т. п. рецепторов), который бы «снимал» образ предмета. Избегали даже употреблять термин «осязание» и пытались заменить его другим (Эббингауз, Титченер). И только в специальных областях психологии, особенно в психологии слепых (Крогиус и др.), продолжалась разработка проблемы формирования осязательного образа. Позднее и в общей психологии возродился интерес к осязанию как восприятию целостных объектов и было предпринято изучение ощупывающих движений, участвующих в его образовании (Д. Катц и др.). Многочисленные советские исследования процесса формирования осязательного образа (Б. Г. Ананьев, Т. О. Гиневская, Л. М. Веккер, Л. И. Котлярова, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, А. В. Филиппов, Л. А. Шифман и др.) позволили обнаружить решающую роль движений руки в этом процессе. Проведенные исследования показали, что попытки сформировать осязательный образ, исключив активное обследование предмета, не приводят к успеху. В процессе формирования этого образа движениям руки принадлежит ведущая роль. Если движения не самостоятельны, пассивны (когда, например, экспериментатор сам ведет руку испытуемого по предмету), то результаты мало удовлетворительны.
Дело заключается не только в самих движениях, но и в том, что посредством движений субъект производит активную работу по формированию образа предмета. Рука усваивает определенную «стратегию и тактику» ощупывающих движений, с помощью которых осуществляется последовательный охват контура предмета, выделение его характерных признаков и т. д. Повторное ощупывание предмета требует меньшего числа движений. Ниже будет более подробно описан процесс сокращения и редукции ощупывающих движений руки.
Исследование осязания не требует решения сложных методических задач, так как движения, совершаемые в процессе ощупывания предмета, являются массивными, занимают довольно продолжительное время и их регистрация
не вызывает серьезных трудностей. Поэтому и роль движений руки в процессе формирования образа предмета выясняется сравнительно легко.
Иначе обстоит дело в случае зрительного восприятия. Наряду с более сложным составом зрительных образов самый процесс зрительного восприятия протекает в ряде случаев очень быстро, совершаемые в ходе этого процесса движения глаза мало заметны и с трудом поддаются регистрации. Все это создает впечатление одномоментности, симультанности зрительного восприятия. Некоторые исследователи поэтому вовсе отрицали роль движений глаза в построении зрительного образа. Например, согласно Э. Герингу, существует три рода пространственных чувств: высоты, ширины и глубины. Их физиологическим механизмом являются процессы, происходящие в рецепторах сетчатки. Сетчатка действует подобно масштабу, определяя взаимоотношение предметов окружающего мира. Что касается движений глаз, то, по Герингу, они «являются следствием того, что внимание меняет свое место в пространстве» (1879, стр. 807). Криз назвал эти движения установочными.
В более позднее время Г. Хартриджем и Р. Вудвортсом высказывалось аналогичное мнение о том, что посредством движения производится наводка, установка глаза на предмет и тем самым создаются оптимальные условия зрительного восприятия. Так, Вудвортс писал, что «сопряженные движения переводят объект внимания с периферии в центр зрительного поля, в центр ясного видения» (1950, стр. 181). Для отчетливости зрения образ объекта на сетчатке должен оставаться стационарным (там же, стр. 190). Ясное видение объекта получается только от неподвижного образа на сетчатке (там же, стр. 197).
Существует и вторая линия в оценке роли движений глаз в восприятии. Так, И. М. Сеченов, сравнивая работу глаз с работой рук при ощупывании, считал зрение и осязание параллельными чувствами. Он писал, что движения рецепторных аппаратов, с одной стороны, обеспечивают расчленение чувственной группы на отдельные звенья, а с другой стороны, определяют взаимное расположение внешних субстратов ощущений в пространстве и времени. Согласно И. М. Сеченову, контур предмета как линия его раздела от окружающей среды принадлежит к самым разным чертам всякого видимого образа. Глаза при смотрении на
предмет всегда бегают с одной характерной точки к другой, следовательно, пробегают и по его контуру. Поэтому во всех случаях, когда плоскостная форма предмета отличается определенностью, след в сфере мышечного чувства, оставляемый передвижениями глазных осей по контуру, тоже будет определенным (1947).
Г. Гельмгольц и В. Вундт также указывали на большое значение движений глаз в самом процессе восприятия. Вундт писал, что зрительный орган является одновременно как органом ощущения, так и органом движения, что образ на сетчатке и двигательный образ лишь совместно создают действительное изображение предмета. Несмотря на более чем полувековое существование этих противоположных точек зрения, до настоящего времени среди исследователей нет единого мнения о том, участвуют ли движения глаза в самом процессе формирования зрительного образа или с их помощью производится только установка глаза на предмет, сам же глаз работает по принципу фото- или киноаппарата.
При этом достаточно хорошо известны многочисленные записи движений глаз, совершающиеся при рассматривании различных объектов. По некоторым даже можно узнать рассматривавшийся объект. Такова, например, запись глаза наблюдателя, рассматривающего голову Нефертити (запись А. Л. Ярбуса). В то же время наблюдатель может легко узнать эту скульптуру при предъявлении ее на несколько сотых секунды, т. е. на время, за которое не успеют совершиться движения глаз. Для чего движутся глаза в первом случае, если восприятие может произойти и без них? Трудно предположить, что природа создала сложнейший механизм, управляющий глазодвигательным поведением только для того, чтобы наблюдатель, у которого много свободного времени, очерчивал взором контуры видимых предметов и не пользовался им в условиях дефицита времени. Возникает вопрос о том, какую роль играют движения глаза в восприятии и что собой представляет способность мгновенного видения, «фотографирования» предметов? Как совместимы сукцессивность и симультанность — свойства зрительного восприятия?
Прежде чем обсуждать эту проблему, рассмотрим кратко наиболее распространенные способы регистрации движений глаза и изложим основные результаты исследований, которые могут быть полезными при ее обсуждении.
Методы регистрации движений глаз
Обычно все имеющиеся способы регистрации движений глаз делят на три большие группы: механические, электрические и оптические (см. более подробно: В. П. Зинченко, 1958; А. Л. Ярбус, 1965). Механические способы в настоящее время не применяются из-за малой точности регистрации, которую можно получить с их помощью. С помощью электрических способов можно измерять амплитуду, продолжительность и скорость движений глаза, но они дают очень ограниченные возможности изучения маршрута движений глаза и поэтому почти не использовались для решения вопроса о процессе формирования зрительного образа.
В последнее время некоторые исследователи работают над усовершенствованием электрофизиологических методов регистрации движений глаза с целью получения таким путем записи траектории этих движений (А. Владимиров и Е. Д. Хомская, 1962; Р. Н. Лурье, 1965 и др.). Это дает возможность использовать электрофизиологические методики для исследования роли моторных компонентов в зрительном восприятии.
В литературе описано большое число методов оптической регистрации движений глаза. Большинство этих методов требует прикрепления к глазу или нанесения на него специальных отражателей. Для записи движений глаза на него часто помещается плоское зеркальце. Последнее либо приклеивается непосредственно к склере, либо помещается на контактной линзе или резиновой присоске, прикрепляемой к глазу. Вместо зеркальца некоторые авторы маркировали глаз китайской белой краской или помещали на глаз ртутную каплю. Луч осветителя, преломленный отражателем, записывается на неподвижную или постоянно движущуюся фотобумагу, попадает в объектив киноаппарата или на фотоумножитель и т. п. Иногда для удобства анализа отраженный луч прерывается обтюратором или записывается на вертикально и горизонтально движущихся лентах.
Некоторые исследователи не прибегали к маркировке глаза и фотографировали луч осветителя, отраженный непосредственно от роговицы. Получило распространение применение киносъемки для регистрации движений глаза. Она не требует маркировки глаза. Анализ траектории глазных движений производится с помощью покадрового проектора
по центру зрачка. Съемка является наиболее удобным средством регистрации движений глаза у детей.
Разработан также метод телевизионной регистрации движений глаза. Он в отличие от других позволяет испытуемому свободно двигать головой, на которой помещена миниатюрная передающая камера. В ее объектив попадает изображение поля, на которое смотрит испытуемый. Вторая камера находится перед испытуемым и передает движения глаза. Окончательная запись представляет собой подвижное изображение зрительного поля, находящегося перед испытуемым. Световая точка, отмечающая направление взора, движется по полю в соответствии с перемещениями глаза (Н. Макворт и И. Макворт, 1958; Д. Гулд и А. Шеффер, 1965).
Из всех перечисленных методов наибольшей чувствительностью обладает метод записи луча, отраженного от зеркальца, прикрепленного к контактной линзе или присоске. С его помощью регистрируются движения глаза до нескольких угловых секунд.
С помощью перечисленных методов изучались как микро-, так и макродвижения глаза. При этом подавляющее большинство исследований было посвящено анализу так называемого физиологического режима движений глаза, который складывается из движений глаза во время фиксации, саккадических движений и, наконец, скользящих движений или дрейфа. Движения глаза во время фиксации относятся к микродвижениям и требуют очень тонких и точных методов регистрации.
Значительно меньшее число исследований преследовало психологические цели, выяснение особенностей процесса формирования зрительного образа. По этому поводу в 1962 г. С. Бейкер писал: «Довольно странно, но тем не менее это так: в течение 136 лет, с 1826 г., когда движения глаз впервые были описаны Иоганном Мюллером, не было получено каких-либо сведений ни о частоте, ни о длительности и порядке фиксации взора на объектах, ни о способах рассматривания объектов, находящихся в поле зрения, ни о порядке рассматривания» (1964, стр. 446). С. Бейкер несколько сгущает краски. Проведено довольно большое число исследований движений глаз, осуществляющихся при чтении, при рассматривании картин, при наблюдении приборов и т. п., в которых регистрировалась как последовательность,