Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

7

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЙ РУКИ
И ГЛАЗА В ПРОЦЕССЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО И
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ1

Еще И. М. Сеченов отметил, что в восприятии пространства основное значение имеют два «параллельных чувства»: зрение и осязание. Он считал, что в процессе формирования образа, в отражении формы, положения, величины предметов и их пространственных отношений решающую роль играют «ощупывающие» движения руки и глаза.

Современные исследования вскрыли чрезвычайную сложность движений рецепторных аппаратов, приводящих к формированию образа воспринимаемого объекта. Однако нельзя полагать, что вопрос о роли движений рецепторных аппаратов в построении слепка-копии объекта является решенным. К числу недостаточно изученных относятся вопросы об общем и специфическом в движениях, характерных для разных видов восприятия, об их генезисе и взаимоотношениях.

В настоящем сообщении мы ограничимся сравнением двигательного поведения руки в процессе осязательного и глаза — в процессе зрительного восприятия.

За последние годы в результате применения точных методов регистрации движениям руки и глаза была дана дифференциальная характеристика. В обеих сенсорных модальностях имеются как микро-, так и макродвижения.

На основании исследований микродвижений глаза (Гинсборг, Риггс, Дичборн и др.) и руки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов) можно предположить, что эти движения не имеют прямого отношения к восприятию пространственных признаков, а являются общим необходимым условием как получения зрительной информации, так и восприятия фактуры предмета (в осязании). Микродвижения обеспечивают нормальный физиологический режим работы соответствующего анализатора, сохраняя его чувствительность на

8

сравнительно одинаковом оптимальном уровне в течение всего акта восприятия.

Что касается макродвижений, то их роль не сводится к установке органа восприятия в максимально благоприятное положение (Криз, Вудвортс и др.). Посредством этих движений осуществляется восприятие формы, пропорций и пространственных отношений предметов. Система микро- и макродвижений как руки, так и глаза снимает слепок-копию объекта.

Макродвижения руки и глаза в процессе восприятия предмета осуществляют функцию построения его образа. Анализ ощупывающих движений руки показывает, что существует определенное соответствие между траекторией этих движений и контуром воспринимаемого предмета. В процессе ощупывания осуществляется как бы «развертка» контура в систему последовательных осязательных сигналов (Ананьев, Л. М. Веккер и др.). Синтез этих сигналов в целостный образ замкнутого контура предполагает определенную организацию ощупывающих движений в зависимости от особенностей предмета. Приемы ощупывания, как отмечал Сеченов, являются по существу геометрическими приемами.

Существует много сходного между ощупывающими движениями и приемами построения, принятыми в геометрии. Так, при бимануальном восприятии плоских предметов динамика сопряженных ощупывающих движений рук, количество участвующих в ощупывании пальцев, скорость их движения, моменты остановок и т. д. непосредственно определяются особенностями контура предмета в соответствии с требованиями геометрического построения (Ананьев, А. Н. Давыдова, Ломов и др.).

Рука представляет собой своеобразную динамическую координатную систему, в которой различные элементы выполняют различные функции: одни осуществляют «развертку» контура, другие фиксируют «точки отсчета» (Веккер). По существу, «точки отсчета» являются «конструктивными точками», относительно которых осуществляется построение целостного образа. В процессе осязательного восприятия все элементы контура соотносятся с этими точками, что обеспечивает адекватное отражение формы, пропорций и положения предмета в пространстве.

9

При сравнении макродвижений руки и глаза обращает на себя внимание гораздо меньшая зависимость движений глаза от предмета, чем это имеет место в осязании. Однако детальный анализ (при соотнесении «узора» движений глаза с объектом) показывает, что так наз. свобода глаза по отношению к объекту далеко не абсолютна. Движения глаза, так же как и движения руки, определяются предметом.

Во-первых, движения как при осязательном, так и при зрительном восприятии совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета и ближайшей зоны (разумеется, при отсутствии экстрараздражителей).

Во-вторых, они обегают контур предмета, и посредством этих движений осуществляется более или менее последовательный охват, «осмотр» всего предмета.

В-третьих, при зрительном восприятии, как и при осязательном, имеются определенные «точки отсчета» («конструктивные точки»), к которым время от времени возвращаются рука и глаз. Это происходит, например, при зрительном или при гаптическом решении лабиринтной задачи. В этих условиях «точками отсчета» служат «вход» и «выход» из лабиринта.

Можно предполагать, что движения глаза, как и движения руки, осуществляют «развертку» контура предмета, являясь в то же время движениями построения целостного образа.

Своеобразие движений глаза (в отличие от движений руки) заключается в том, что глаз более свободен в выборе маршрута осмотра. Именно поэтому его движения производят впечатление хаотических.

Отклонения траектории движения глаза от контура воспринимаемого объекта объясняется тем, что у человека, который, выражаясь словами Сеченова, умеет видеть, хорошо развито периферическое зрение. Это подтверждается результатами изучения движений глаз в стабильных условиях восприятия. При повторных экспозициях тест-объектов наблюдаются все большие и большие отклонения от их контура и редукция движений, происходящие за счет увеличения роли периферического зрения. При исследовании осязания получены аналогичные данные, свидетельствующие об изменении скорости и траектории движений пальцев, о редукции некоторых движений.

10

Отклонения траектории движений руки и глаза от контура объекта связаны также с функциями измерения предмета и построения его образа. Чем сложнее контур, тем больше эти отклонения. Построение изображения сложного контура неизбежно требует «вспомогательных линий», перерывов в последовательном обведении контура, изменения направлений движения, скачкообразных переходов от одних частей контура к другим, иногда лежащим на противоположных сторонах.

Сходство движений руки и глаза заключается и в том, что наряду с функцией построения они выполняют также неразрывно связанную с ней функцию измерения величины предметов и их элементов. «Ощупывающие» движения являются в то же время и измерительными. В пользу измерительной функции глаза и руки говорят следующие факты:

а) прямая зависимость между расстоянием, которое нужно пройти глазу, и временем, необходимым для этого прохождения. Расстояние менялось в пределах фовеального поля зрения, где скорость движения глаза относительно постоянна (данные А. Н. Леонтьева). Аналогичная зависимость выявлена и в исследованиях осязательного восприятия. Особенно явственно она обнаруживается в так называемом пассивном осязании. Образ длины линий и величины углов зависит в определенных пределах от времени движения предмета по покоящейся руке с постоянной скоростью (данные Веккера и Ломова);

б) прямая зависимость между расстоянием, которое нужно пройти глазу, и скоростью: чем больше расстояние, тем больше скорость движения глаза (при смене точек фиксации). Расстояние менялось в пределах всего поля зрения (данные А. Л. Ярбуса). Эта зависимость имеет место и в осязательном восприятии. Однако на скорость ощупывающих движений руки и глаза большое влияние оказывает целый ряд факторов (форма контура, взаимное расположение его частей, положение предмета в поле осязания и зрения и др.). Указанная зависимость яснее обнаруживается в сходных с ощупывающими изобразительных движениях руки (данные Ломова);

в) прерывность ощупывающих движений руки. Парциальные движения пальцев, из которых складывается общее движение руки, выступают в роли своеобразных «чувственных единиц измерения». Измерение, как известно, состоит

11

в количественном дроблении пространства. Поэтому измерительные движения не могут не быть прерывистыми.

Прерывистость характерна и для саккадических движений глаз. Каждое из них также, по-видимому, выступает как особого рода самостоятельная единица, оно совершается за определенное время, с определенной скоростью. При этом имеется большое разнообразие форм саккадических движений, которые почти никогда не бывают прямолинейными. Вопрос об измерительной функции глаза подлежит дальнейшему экспериментальному изучению.

Общим моментом в характеристике процессов осязательного и зрительного восприятия является наличие в них своеобразных корригирующих и контролирующих движений. Эти движения ясно обнаруживаются на циклограммах. Корригирующие движения глаза совершаются в форме скольжений, или, иначе, дрейфа. При неточном саккадическом движении, когда глаз совершает «недолет» или «перелет» по отношению к точке, от которой меняется направление, коррекция совершается относительно медленным скользящим движением (Шифферли). Контролирующие движения глаза возвращают его к уже осмотренным участкам предмета и как бы позволяют убедиться в правильности восприятия или узнавания (В. П. Зинченко). Как правило, эти движения ограничены небольшим участком рассматриваемого предмета.

В процессе ощупывания взаимный контроль и коррекция осязательных сигналов осуществляются прежде всего благодаря взаимодействию пальцев, последовательно движущихся друг за другом. Каждый элемент контура ощупывается дважды или трижды. Целям контроля и коррекции служат также возвратные движения пальцев, особенно частые при ощупывании сложных элементов контура.

Таким образом, уже внутри акта восприятия имеется система контрольных и корригирующих движений, играющая исключительно важную роль в формировании адекватного образа. Сличение дублированных сигналов позволяет с наибольшей точностью воспринимать предмет. В то же время повторные и возвратные движения служат упрочению связей между сигналами, обеспечивая устойчивость образа.

Сравнение осязания и зрения обнаруживает сходство двигательного поведения руки и глаза во многих отношениях.

12

По-видимому, между тем и другим имеется генетическая связь.

О наличии генетической связи между тактильно-двигательным и зрительным анализаторами свидетельствуют эксперименты, в которых испытуемым предлагалось зрительно представить себе предмет, бывший лишь объектом гаптического ознакомления с ним. Во время представления производилась регистрация движений глаз. Маршрут движений на циклограмме в основном повторял контуры рассматривавшегося предмета (Зинченко).

Однако эти факты лишь косвенно подтверждают существование подобной связи и не раскрывают процесса ее формирования. Для выяснения особенностей этого процесса необходима регистрация движений руки и глаза у одних и тех же испытуемых при разных способах ознакомления с одними и теми же объектами. При этом испытуемыми должны быть дети различных возрастов. Это даст возможность проследить формирование связи между обеими сенсорными модальностями.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/ZOd-1997/ZOD-0072.htm