Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Рубрики

 

Коллекции

 
Указатель авторов
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие
Указатель произведений
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие

В целях поддержки образовательного и научного процессов в полнотекстовой электронной библиотеке публикуются малодоступные учебно-методические материалы и научные произведения в области различных отраслей психологии и смежных наук. Тематический рубрикатор построен на основе систематического каталога городской фундаментальной библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ.

За всеми документами, представленными в Электронной библиотеке МГППУ, сохраняется авторское право. Пользователь библиотеки несет полную ответственность за нарушение авторских прав.

Если Вы хотите, чтобы Ваши работы были размещены в электронной библиотеке МГППУ, обращайтесь в библиотеку университета по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ком. 104-107, тел. 632-98-11, 607-23-40.

Последние поступления

 

22.07.2025

Введение — Филиппова Е. В.

Безопасность детей в образовательной среде — одна из главных забот сегодняшних родителей, учителей, воспитателей, психологов, органов управления образованием, государства в целом. Школы защищены от внешней угрозы с помощью охраны, турникетов, металлоискателей и порой напоминают неприступную крепость. Но опасность может возникнуть и внутри школы в виде агрессии, насилия, деструктивного поведения, которые проявляют сами дети и подростки. В последние годы появились новые формы агрессивного поведения, например, такие, как травля в виртуальном пространстве, или кибербуллинг. Крайним выражением агрессии и жестокости стали случаи нападения на школы и массового насилия со стороны учеников. Агрессия в образовательной среде уже в течение долгого времени привлекает внимание отечественных и зарубежных специалистов, которые стараются понять ее причины и найти средства профилактики. Этим проблемам посвящен тематический номер журнала "Современная зарубежная психология".

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

22.07.2025

Методы диагностики эмоционального интеллекта — Кочетова Ю. А.

Проблема диагностики эмоционального интеллекта значима как для прикладной психологии, так и для теоретических исследований в этой области знаний. Цель статьи — обзор методик диагностики эмоционального интеллекта. Диагностический инструментарий исследования динамики развития эмоционального интеллекта зависит от объяснительной модели эмоционального интеллекта. При этом в рамках одного методического подхода различны как диагностические инструменты, так и измеряемые ими компоненты эмоционального интеллекта. Исходя из этих особенностей проблемы, выдвигают принципы создания диагностических методик. Обобщив упомянутые особенности и принципы, мы можем условно разделить диагностический методический материал на группы следующим образом: описание конкретной ситуации в заданиях; формулировка заданий, исключающая неоднозначное их понимание; формулировка заданий, позволяющая избежать сознательного контроля и социально желательных ответов; выделение объективных критериев оценки ответов; измерение не черт личности, а способностей; возможность прогнозирования поведения человека в сферах, связанных с эмоциональными проявлениями.

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

22.07.2025

Прародители и внуки (обзор зарубежных исследований) — Булыгина М. В.

Статья посвящена обзору зарубежных исследований межпоколенных отношений. В ней анализируются детско-прародительские отношения, а также фигура прародителя и понимание им своей роли в системе отношений с членами семьи, принадлежащими к разным поколениям. Постановка фигуры, относящейся к старшему поколению семьи, в центр внимания позволяет искать и находить новые факторы, определяющие характер и качество отношений между бабушками/дедушками и внуками. В статье также рассматривается специфика отношений с внуками прародителей из расширенных семей и прародителей, проживающих отдельно.

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

22.07.2025

Межкультурные особенности связей чрезмерного родительства с психологическим благополучием современных старших подростков — Чеботарева Е. Ю.

Представлен обзор исследований стиля родительского поведения, получившего в западной научной литературе название «helicopter parenting», отличающегося чрезмерной родительской заботой о подростке, начинающем самостоятельную жизнь. Обобщаются данные о связи этого стиля с психологическим благополучием и академическими успехами подростка. Показано, что при общей дисфункциональности данного стиля, его отдельные аспекты могут быть положительно связаны с психологическим благополучием подростка. Обзор кросс-культурных исследований показывает, что существует универсальная модель поведения родителей, которая обеспечивает подростку ощущение надежной привязанности в любой культуре, а также имеются существенные культурные различия. В тех случаях, когда дисфункциональные (с точки зрения западной культуры) характеристики родительского поведения соотносятся с культурными нормами, они не имеют такого негативного воздействия на психологическое благополучие подростка, как в западной культуре.

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

Новости библиотеки

 

25.06.2025

Нейрокогнитивные механизмы нетерпимости к неопределенности при аутизме

24 июня 2025 на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» cостоялся вебинар «Нейрокогнитивные механизмы нетерпимости к неопределенности у взрослых людей с расстройствами аутистического спектра».

ВИДЕОЗАПИСЬ ВЕБИНАРА

  • Что такое нетерпимость к неопределенности?
  • Исследование реакции на неопределенность у людей с РАС (аутизм)
  • Подробнее про выборку: дискуссия со зрителями

Спикеры:

Козунова Галина Леонидовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ.

Пульцина Кристина Игоревна, кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ.

Публикации спикера по теме мероприятия:

Организаторы:

Фундаментальная библиотека МГППУ

Наука в публикациях

Управление информационными и издательскими проектами

Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.

23.06.2025

Нейрокогнитивные механизмы нетерпимости к неопределенности у взрослых людей с РАС

24 июня в 15:00 по Московскому времени на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоится вебинар «Нейрокогнитивные механизмы нетерпимости к неопределенности у взрослых людей с расстройствами аутистического спектра».

Онлайн: Мероприятие онлайн на платформе МТС link. Для участия необходимо зарегистрироваться на платформе LeaderID и подать заявку на мероприятие. Ссылка придет в день мероприятия на почту, указанную при регистрации на LeaderID.

РЕГИСТРАЦИЯ

Высокофункциональные, социально адаптированные люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) испытывают несоразмерный внутренний дискомфорт и трудности принятия решения в ситуациях с заранее неизвестным исходом. Об этом свидетельствуют их самоотчеты по опросникам на нетерпимость к неопределенности, которые показали удивительно хорошо воспроизводимые результаты на независимых выборках. Вместе с тем, экспериментальные исследования, моделирующие процесс принятия решений в реальном времени, не смогли выявить никаких надежных отличий людей аутизмом от нейротипичных выборок по способностям к вероятностному обучению и прогнозированию.

В Центре нейрокогнитивных исследований МГППУ (МЭГ-центр) было проведено исследование мозговых механизмов принятия решения у людей с РАС на модели двухальтернативного вероятностного выбора. Поведенческие данные показали, что участники с РАС выполняли экспериментальную задачу также успешно, как и нейротипичные добровольцы. С накоплением опыта обе группы все чаще предпочитали стимул, ассоциированный с большей вероятностью денежного вознаграждения. Однако даже стимул с высокой вероятностью выигрыша может привести к проигрышу, поэтому одной из задач испытуемых было научиться пренебрегать данной неустранимой неопределенностью.

Спикеры:

Козунова Галина Леонидовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ.

Пульцина Кристина Игоревна, кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ.

Публикации спикера по теме мероприятия:

Организаторы:

Фундаментальная библиотека МГППУ

Наука в публикациях

Управление информационными и издательскими проектами

Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.

20.06.2025

Особенности управления ситуациями в традиционной игре обсудили с опытными ведущими

19 июня 2025 на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Особенности управления ситуациями в традиционной игре (анализ игровых кейсов)».

ВИДЕОЗАПИСЬ

Вместе с практикующими ведущими народных игр обсудили трудные для ведущего ситуации, происходящие в игре.

  • Игра «Имена». Проблема: ребенок не хочет называть свое имя или называет ненастоящее имя.
  • Игра «Каравай». Проблемы: ребенок отказывается выходить в центр, когда его пригласил другой участник; ребенок не может сделать выбор.
  • Игра «Ворон Иван Петрович». Проблема: ребенок отказывается идти с вороном.
  • Игра «Коршун». Проблема: дети убегают далеко, надо ли ограничивать площадку?
  • Апробация программы «Фольклор в детском саду».
  • Когда следует закончить игру, сколько должна длиться игра?

Спикеры:

Чернушевич Владимир Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.

Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.

Публикации спикера по теме мероприятия:

Организаторы:

Фундаментальная библиотека МГППУ

Наука в публикациях

Управление информационными и издательскими проектами

Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.

18.06.2025

Личностно-профессиональное выгорание обсудили на дискуссионной площадке

17 июня 2025 на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоялся вебинар «Личностно-профессиональное выгорание: причины и профилактика».

ВИДЕОЗАПИСЬ ВЕБИНАРА

Спикеры:

Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, Почетный работник высшего образования РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, Ветеран труда.

Семёнова Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и конфликтологии Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске Республики Беларусь.

На вебинаре обсудили:

  • Синдром эмоционального, личностного и профессионального выгорания
  • Модель баланса
  • Практики самодиагностики, саморефлексии выгорания, его причин и способов преодоления

Публикации спикеров по теме мероприятия:

  • Одинцова, М.А., Семенова, Е.М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. – 2011. – 7(3). – С. 82–89. – URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2011_n3/47985 (дата обращения: 03.06.2025).
  • Семенова, Е. М. Психологические подходы к исследованию взаимосвязи синдрома психического выгорания и мотивации профессиональной деятельности / Е. М. Семенова, Н. М. Плескачева // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2021. – № 21–4. – С. 334–342. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46651051 (дата обращения: 03.06.2025).
  • Одинцова, М.А. Психология стресса: Учебник и практикум / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. – Москва: Юрайт, 2025. – 291 с. – URL: https://urait.ru/bcode/561139 (дата обращения: 10.02.2025).
  • Бронюс Айсмонтас отвечает на вопросы участников перевернутого онлайн-класса «Способы и стратегии преодоления личностно-профессионального выгорания преподавателей // Цифровое обучение: методики, практики, инструменты. Материалы вебинаров, бесед и исследований Юрайт. Академии. Выпуск 4. Летняя школа преподавателя 2021. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – С. 118–123. – URL: https://urait.ru/bcode/568248 (дата обращения: 10.02.2025).
  • Айсмонтас Б.Б. Для тех, кто хочет знать больше: рекомендации по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания // Летняя школа преподавателя 2021. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – С. 124–132. – URL: https://urait.ru/bcode/568248 (дата обращения: 10.02.2025).

Организаторы:

Фундаментальная библиотека МГППУ

Наука в публикациях

Управление информационными и издательскими проектами

Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.

МГППУ
 

Новое в блоге

 

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой (В. Гюго)

Путилина Светлана Константиновна

Наши партнеры
 
ФГУП НТЦ «Информрегистр» Компания «Либэр» Компания «Яндекс» ООО «Директмедиа Паблишинг»
Адрес страницы: https://psychlib.ru/