Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

256

5.2. ХАРАКТЕРИСТИКА И КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ
ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ

И. А. Зимняя

При постановке вопроса, возможна ли общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования в современных крайне противоречивых, характеризующихся высокой степенью неопределенности условиях России, (когда смена систем общественных отношений вызывает наряду с определенными позитивными изменениями, например, выборностью власти, свободой слова и печати, широкими возможностями самореализации детей в альтернативных формах и видах образования и т. д., огромный вал негативных последствий: юноши с афганским и чеченским синдромом, беспризорничество, наркомания, проституция, насилие и разбой как средство получения легкой наживы и т. д.), есть два ответа — нет, не возможна, и второй ответ — возможна и именно сейчас в этих условиях такая стратегия особенно необходима. Утверждение возможности положительного

257

решения этого вопроса основывается на конкретном опыте учебно-воспитательной работы целого ряда образовательных учреждений, например, школы В. А. Караковского, Центра образования Е. А. Ямбурга, земской гимназии Г. В. Кравченко и др., и многообразии современных концепций воспитания (П. И. Бабочкин, Е. В. Бондаревская, В. М. Коротов, В. Т. Лисовский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, Н. М. Таланчук и многие другие), которые свидетельствуют о непрекращающихся оптимистических по сути исследованиях воспитания применительно к современным условиям. В настоящее время, как отмечают Л. А. Беляева, М. И. Рожков и другие, существует множество определений воспитания. При этом М. И. Рожков выделяет четыре основных общих для многих определений признаков: «целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком социальных ролей»1. Отметим также такие признаки (характеристики), как управление процессом формирования и развития личности, и поддержка и создание условий для самореализации.

Анализ существующих определений воспитания позволяет нам в качестве некоего обобщающего определения принять следующее: воспитание — это непосредственное или опосредствованное, прямое (директное) или косвенное (индиректное) целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством создания определенных условий, способствующих его самоактуализации и социализации. При этом, разграничивая понятия воспитание в широком и узком смысле, рассматриваем последнее.

258

Говоря об общей стратегии воспитания в системе непрерывного образования, необходимо точнее определить, что имеется в виду под термином «стратегия». Естественно, что понятийное содержание этого термина, используемого первоначально только в военном деле, и сформировалось применительно к этой сфере жизнедеятельности общества.

Согласно словарному определению, стратегия рассматривается «... как высшая область военного искусства. Она охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, ее планированию и ведению, исследует закономерности войны, разрабатывает способы и формы подготовки и ведения стратегических операций, определяет цели и задачи фронтам, флотам и армиям, распределяет силы по театрам военных действий. Военная стратегия тесно связана с политикой. Политика ставит перед стратегией задачи, а стратегия обеспечивает их выполнение. Стратегия связана с экономикой и зависит от экономического строя страны»2.

Если абстрагироваться от военной сферы приложения понятийного содержания термина «стратегия» и выделить те его характеристики, которые могут рассматриваться как инвариантные безотносительно к сферам жизнедеятельности общества, то в качестве таких характеристик стратегии выступают: связь с экономическим строем; обусловленность политикой государства, ставящей задачи перед стратегией; планирование и проведение подготовки объекта стратегического рассмотрения; определение конкретных целей и задач для исполнителей стратегии (объединений, организаций, сообществ); распределение кадров и технических средств для реализации стратегии, где сама стратегия — это комплекс, многомерное представление процесса актуального состояния, сохранения, развития или изменения,

259

общий проект и проектирование его осуществления на определенный отрезок времени.

Другими словами, стратегия как общий глобальный проект имеет временную процессуальную характеристику. Это долгосрочное планирование реализации цели деятельности на основе прогнозирования характера развития и изменения объекта планирования, в нашем случае — воспитания. Это планирование — многомерное образование, включающее прежде всего определение дерева целей и реализующих их задач. Стратегия предполагает определение субъектов деятельности, их подготовку и распределение по соответствующим задачам, а также разработку способов, методов, организационных форм, обеспечивающих реализацию целей. В то же время любая стратегия — это предваряющее деятельность и текущее исследование закономерностей объекта стратегии, в данном случае — воспитания. Говоря об общей стратегии, необходимо также ответить на вопрос, стратегия какого процесса имеется в виду — процесса реализации: 1) того, что актуально существует (стратегия сохранения); 2) того, что изменяется или должно быть изменено (стратегия изменения); 3) того, что развивается (стратегия развития) и 4) стратегия предотвращения. При всей условности такого разграничения можно определить доминанту одной из них.

Применительно к воспитанию как процессу, целенаправленного комплексного педагогического воздействия на него посредством специально создаваемых для этого условий на обучающегося и ориентированному на общественные ценности и личностное развитие, общая стратегия рассматривается следующим образом:

стратегия — это комплексное образование, направленное на предотвращение возможных негативных последствий личностного развития человека в сложившейся в современной России ситуации общественных перемен, являющихся следствием глобальной

260

деидеологизации, отсутствия четкой социальной политики в области образования, упразднения воспитательных программ и т. д. и одновременно направленная на сохранение и дальнейшее развитие всего того позитивного, что накоплено в опыте общественного развития народа.

стратегия воспитания — это комплексное проектирование на 15—18 лет духовного противостояния обучающегося реальной утилитарно-прагматической практике повседневной жизни конца XX — начала XXI века, противостояния массированному, рассчитанному на взрослую аудиторию воздействию СМИ, центрированному на агрессии, силе, сексе (АСС), приводящему к уходам из школы, переориентации ребят на АСС-авторитеты, конверсии жизненных ценностей, стремлению иметь все и сейчас, что ведет к получению средств любым путем — путем насилия, разбоя, убийства, краж, обмана, проституции и т. д.;

стратегия воспитания — это последовательная разработка концептуальных основ в социально-политическом, экономическом, организационно-методическом, социально-психологическом, психолого-педагогической и других планах;

стратегия воспитания — это многосторонняя программа, включающая:

— развернутую последовательную подготовку кадров педагогов-воспитателей, воспитателей и помощников воспитателей;

— разработку и технологию создания образовательных, воспитательных систем, сред;

— определение дерева целей и преемственности каждой их них для разных ступеней образования;

— определение организационных форм воспитания, что частично уже предусмотрено «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы», разработанной Минвузом в 1999 году.

и так далее.

261

Что же является составляющими, компонентами общей стратегии воспитания в системе непрерывного образования?

Прежде всего (первый компонент) — это цель воспитания, в качестве которой выступают — духовное, нравственное становление человека, осознание им смысла жизни в его соответствии с социальным бытием. В этой связи все более настойчиво подчеркивается необходимость «восстановить в правах и поддержать идею всестороннего развития личности как цель-идеал». Что же такое цель-идеал и какую роль в ее реализации может сыграть образование?

Как было показано Б. Т. Лихачевым, цель-идеал входит в состав общей цели воспитания наряду с целью: а) как общей стратегической задачей; б) общей тактической задачей; в) задачей удовлетворения ожидаемой различных социальных групп; г) задачей обеспечения развития отдельной личности. Цель-идеал это представление, ожидание общества, это образ идеального (для конкретных условий общественного развития) человека — носителя общечеловеческих норм морали, высоких духовных ценностей. «В качестве цели-идеала всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация, бесконечное совершенствование человека»3.

Вторым важным компонентом стратегии воспитания является его направленность, определяемая точкой на пересечении трех осей: 1) социальное, общественное, коллективное — индивидуальное, личностное; 2) духовное, нравственное — утилитарно-прагматическое; 3) альтруистическое — эгоцентрическое. В рассматриваемой нами концепции стратегии воспитания

262

— это точка нулевого пересечения трех осей, точка социально-личностного баланса и равновесия.

В плане реализации стратегии ее направленность на целостное развитие человека как единства его духовно-физических, интеллектуально-эмоционально-волевых качеств и личностно позитивных характерологических черт является доминантой по отношению к парциальному воспитанию по направлениям.

По подходу общая стратегия воспитания основывается на стратегиальном (процессуально-проектировочном) подходе, что было рассмотрено выше. Лежащая в основе общей стратегии воспитания концепция воспитания как концепция становления активной творческой, гражданской и культурной личности находит отражение в самом определении воспитания, приведенном в начале данной статьи. Приведем это определение еще раз. Воспитание — это целенаправленное, непосредственное или опосредствованное, прямое пли косвенное социально-позитивное воздействие на личность посредством создания условий для ее самоактуализации в процессе социализации и социального взаимодействия.

Важной и специфической чертой стратегии, отличающей ее от концепции, является ее временная характеристика. Стратегия проектируется на определенное время. В рассматриваемом случае стратегия воспитания имеет временную протяженность: 15—18 лет институциональной социализации и культурации.

Содержание воспитания представлено тремя составляющими: ценностями; личностными чертами (качествами) и саморегуляцией (эмоционально-волевой), как ответом на вопрос, что воспитывается вообще и в образовательной системе, в частности. При этом, если проблема ценностей, точнее, ценностных ориентаций человека достаточно широко обсуждается, то саморегуляция как компонент содержания воспитания в этом

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/Zhk-256.htm