Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

39

Использование понятий «индивидуализм» и «коллективизм» как социально-психологических характеристик в кросс-культурной психологии

Е. Жарова

Континуум «индивидуализм – коллективизм» является одним из главных содержательных «полей» измерения культурной вариативности, которое выделяется теоретиками самых разных научных дисциплин. Исследователи кросс-культурной психологии уже достаточно давно обратили внимание на то, что разделение человеком коллективистических или индивидуалистических ценностей во многом определяет его поведение. Необходимо также отметить, что, континуумно-дихотомический выбор типа «индивидуализм – коллективизм» — это важнейший параметр измерения культур, который проявляется в тенденции отдавать приоритет личным или групповым целям, ценить независимость, эмоциональную обособленность, личные достижения и соревнование в

40

противовес взаимозависимости, эмоциональной близости, групповым достижениям и кооперации.

Конструкты индивидуализма и коллективизма обсуждались во многих контекстах социальных наук (Ким, Триандис и др.), и близко связанные концепты могут быть обнаружены, например, в следующих исследовательских областях: изучение ценностей и ценностных ориентаций (Хофстеде и др.); изучение социальных систем (Парсонс и др.); мораль (Миллер и др.); политика (Триандис и др.); религия (Бэван и др.); изучение когнитивных различий (Виткин и др.); идеология (Дамонт и др.); экономическое развитие (Адельман и др.); изучение культурных стандартов (Гуи и др.); я-концепция (Янз, Триандис, Маркус, Китаяма и др.); исследование поведенческих образцов (Вилер и др.).

Следует отметить, что существует тенденция представлять индивидуализм – коллективизм как простую дихотомию. Для более точного определения данных концептов исследователи стремились выделить одну ось измерения, которая бы показала различия между индивидуалистами и коллективистами. Однако проведенный Триандисом и его коллегами (1993) факторный анализ показал, что «индивидуализм – коллективизм» представляет собой скорее многомерное понятие, чем унитарную ось измерения. В итоге необходимость более чёткого измерения отдельных, более узких аспектов личностного конструкта «индивидуализм – коллективизм» вызвала появление целого ряда новых измеряющих шкал (Смит и др., 1997).

Целью нашей работы является описание специфики использования понятий «индивидуализм» и «коллективизм» как социально-психологических характеристик в кросс-культурной психологии и внесение большей ясности в понятийный аппарат. Тот факт, что исследователи этого конструкта в кросс-культурной психологии являются представителями различных культур, вносит дополнительную сложность в уточнение смысловой нагрузки понятий «индивидуализм» и «коллективизм».

Необходимо подчеркнуть, что «индивидуализм – коллективизм» — это понятие, прежде всего, социально-психологического характера, несмотря на то, что многие исследователи пытаются перенести его на уровень оценки индивидуальных различий, превратить в сугубо личностную переменную (Триандис, 1995). В кросс-культурной психологии широкую известность понятие «индивидуализм – коллективизм» получило после публикации в 1980 году книги Хофстеде «Последствия культуры». Важно учитывать, что Хофстеде проводил исследование, основываясь на определении индивидуализма и коллективизма как целостного понятия, характеризующего социальную культуру и не являющегося атрибутом собственно индивидуальной активности. Объясняя различия коллективизма и индивидуализма, Хофстеде поясняет, что в рамках индивидуалистической

41

культуры человек предпочитает действовать как отдельная, самостоятельная, независимая личность, а не как представитель какого-либо сообщества. И наоборот, коллективистское общество, по Хофстеде, требует большей эмоциональной зависимости личности от организации и ответственности организации за своих работников.

В то же время автор сам указывает на ограничения при экстраполяции полученных им результатов. Во-первых, он подчеркивал, что анализ проводился им на уровне стран и не может объяснять индивидуальное поведение (это автор считал отдельной теоретической проблемой), а во-вторых, он рассматривал данный конструкт на уровне страны, как индикатор, включенный в динамический процесс культурного развития, зависящего от социальных, культурных и исторических изменений, т. е. все полученные результаты оказывались в какой-то степени нестабильными.

Нельзя не отметить, что другой известный исследователь этой проблематики, Триандис, выделяет «индивидуализм – коллективизм» в качестве одного из трех базовых культурных синдромов, два других культурных синдрома, по Триандису, — «простота – сложность» и «открытость – закрытость». «Индивидуализм – коллективизм» он считает многомерным конструктом, который может быть обусловлен как минимум четырьмя определяющими атрибутами: определение Я, которое может выделять личный или коллективный аспект, или может быть независимым или взаимозависимым; личные цели, которые могут иметь приоритеты над интрагрупповыми; стремление к взаимообмену большее, чем к общественным связям, или акцент на рациональности больше, чем на групповой взаимосвязанности; важность аттитюдов и норм как определителей и детерминант социального поведения (в индивидуалистических культурах аттитюды более важны, чем нормы, которые в коллективистских культурах имеют больший вес, чем аттитюды).

При этом Триандис неоднократно подчеркивает, что одна и та же социальная активность трактуется представителями различных структур принципиально по-разному. Так, например, он утверждает, что шведский индивидуализм отличается от американского, а коллективизм в израильских кибуцах отличается от корейского коллективизма. В каждом обществе в целом и в каждом индивиде в частности тенденции индивидуализма – коллективизма находятся не в застывшем состоянии, а постоянно испытывают прямое влияние повседневного опыта и изменяющегося экономического и социально-политического контекста. Данное утверждение поддерживает и ряд других исследователей проблемы. Так, Гуи пишет о том, что его, родившегося в Гонконге, но при этом проходившего обучение в США, нередко спрашивают, кем — индивидуалистом или коллективистом — он является? Кроме того, он замечает, что его знакомые европейцы и американцы считают его отчетливо

42

выраженным коллективистом, а его родственники в Гонконге — столь же откровенным индивидуалистом.

Обозначив некую подвижность культурных образцов, Триандис вполне обоснованно предлагает ввести понятия «горизонтального» и «вертикального» индивидуализма и коллективизма, утверждая, что это наиболее важные атрибуты, которые выявляют различия в данных понятиях. Горизонтальные паттерны социальных связей предполагают, что Я одного человека более или менее похоже на Я другого человека, т. е. оно такое же, как и другое Я. В противоположность этому, вертикальные паттерны социальных связей исходят из иерархий, и одно Я отличается от других Я. Способы, которыми эти атрибуты комбинируются с «индивидуализмом – коллективизмом», задают четыре различных паттерна социальных связей.

Таким образом, горизонтальный индивидуализм проявляется тогда, когда люди хотят быть уникальными, отличаться от группы и заниматься своими собственными делами. Они в высокой степени уверены в своих силах, но не особенно интересуются тем, чтобы стать выдающимися в чем-то или иметь высокий статус. Вертикальный же индивидуализм возникает тогда, когда люди пытаются быть выдающимися в какой-либо области и приобрести высокий социальный статус, эту цель они достигают в индивидуальной конкуренции или соревновании с другими, главная их мотивация условно может быть сформулирована следующим образом: «я хочу быть лучшим». Горизонтальный коллективизм начинается тогда, когда люди видят себя такими же, как другие, имеют общие цели с другими членами группы, ценят взаимозависимость, коммуникабельность, но для них затруднительно признавать авторитеты и безоговорочно подчиняться власти. Вертикальный же коллективизм проявляется в ситуации, когда люди выделяют важность интегрированности в группу и имеют желание жертвовать личными целями во благо групповых целей, поддерживают связь своих ин-групп с аут-группами. Если групповые авторитеты захотят, чтобы они действовали на пользу ин-группы и абсолютно в ущерб для себя, подобная личность скорее всего поддержит волю этих авторитетов.

Эта четырехмерная типология Триандиса соотносится и с другими исследованиями, в которых проверялась вариативность культурных образцов. Так, к примеру, эта типология вполне совместима со схемой анализа политических систем Рокича, который считал, что политические системы, которые связаны с равенством и свободой, соответствуют горизонтальному индивидуализму — социальная демократия (например, Австралия и Швеция). Системы, которые он считал ценящими равенство (но не свободу), соответствуют определению горизонтального индивидуализма (к примеру, израильские кибуцы). Системы, которые ценят свободу, но не равенство, соответствуют определению вертикального

43

индивидуализма (например, конкурентный капитализм и рыночная экономика США). В итоге те общества, которые не ценят ни равенство, ни свободу, соответствуют вертикальному коллективизму (например, фашизм).

Параллельно «индивидуализму – коллективизму» Триандис выделяет дополнительные личностные измерения — идиоцентризм и оллоцентризм. На психологическом уровне идиоцентризм сопоставим с индивидуализмом на культурном уровне, а оллоцентризм на психологическом уровне — с коллективизмом на культурном.

Китаяма, Маркус, Мацумото и другие исследователи занимались исследованием структуры и процессов формирования Я-концепции и их связи с индивидуалистической или коллективистической направленностью личности как результатом воздействия культуры. Формирование Я-концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом и является одновременно и предпосылкой, и следствием социального взаимодействия, определяемого социальным опытом.

В индивидуалистических культурах (таких, как США) «Я» обычно конструируется как отдельное, изолированное и независимое от социального окружения, и индивиды фокусируют свое внимание на своих собственных атрибутах, признаках, свойствах: предпочтения, способности и характерные черты индивидов определяются в этом плане как ключевые аспекты «Я». Культурным идеалом считается состояние отделенности от других, развитие и укрепление собственных черт, что закономерно приводит к ощущению уверенности в собственных силах. При этом подобные культурные идеалы уникальности и самосовершенствования дети начинают усваивать примерно с четырехлетнего возраста и продолжают закреплять в американских школах, где детей учат идентифицировать свои положительные качества с чувством собственной уникальности, считать себя «звездой». В более широком культурном контексте это выражается в распространенных поговорках, выражениях (например, «стремление к победе — это не все, это единственное») и в рекламе («стань всем, чем можешь быть», «реализуйся полностью»). Такой культурный контекст усиливает стремление отличаться от других и быть лучше, чем другие. Понятно, что индивиды, социализирующиеся в таких культурных системах, мотивированы на акцентирование своих позитивных атрибутов и на овладение способами, которые могут выделить их из окружения.

В то же время в коллективистических культурах, таких, например, как Япония, «Я» обычно трактуется как фундаментально связанное с другими, и определяется преимущественно посредством ролей, статусов и окружения. Культурным идеалом здесь является поддержка связей и овладение навыком регуляции своего поведения, для того, чтобы лучше «подстраиваться» к другим и быть принятым этими другими.

44

Как отмечает Маркус и другие исследователи, в таких культурных системах утверждение позитивных атрибутов, которые отличают личность от других, как правило, рассматриваются членами сообщества как разрыв с культурными идеалами гармонии и взаимозависимости (Маркус и др., 1991). Действительно, в противоположность американским родителям, делающим акцент на воспитании уверенности в себе, японские родители учат своих детей тому, что фокусирование на своей уникальности и положительных качествах будет ослаблять солидарность группы и приводить к отчужденности от других. Вместо того, чтобы учить детей идентифицировать свои положительные характеристики при помощи похвалы, японские учителя поддерживают внимание студентов к своим недостаткам, слабостям и самокритичной рефлексии для того, чтобы лучше адаптироваться и приспособиться к другим. Эти традиции продолжаются затем в организации, где достижение гармонии и интегрированность в трудовом коллективе являются более предпочтительными, чем желание отличаться от других и выделяться из коллектива. Таким образом, совершенно очевидно, что коллективистические и индивидуалистические культуры различаются не только природой, но и способами формирования Я-концепции.

Помимо этого, необходимо обратить внимание на базовые культурные ценности, свойственные индивидуализму и коллективизму. В рамках специального эмпирического исследования Шварц провел изучение превалирующих личностных ценностей приминительно к индивидуалистическим и коллективистическим культурам. При этом Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, которые они выражают, поэтому отдельные ценности были сгруппированы в «типы ценностей» в соответствии с общностью их целей. На взгляд Шварца, обосновано это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживающиеся во всех культурах — и индивидуалистических, и коллективистических — это те ценности, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Таким образом, основываясь на предположении, что все общества должны разрешать базовое напряжение между индивидуальными и групповыми нуждами, Шварц провел анализ ценностных выборов респондентов. Данный анализ показал, что выделенный конструкт «автономия – включенность» содержательно оправданно вписывается в базовые идеи «индивидуализма – коллективизма». По Шварцу, в автономных культурах люди рассматриваются как автономные личности, они культивируют и выражают свои собственные предпочтения, чувства, идеи и способности и находят смысл в своей собственной уникальности.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/Spp-2007/Zhip_2007_39-45.htm