Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

157

Д. В. Лубовский*

ПОНЯТИЕ «ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ
ЛИЧНОСТИ» В РАБОТАХ Л. И. БОЖОВИЧ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье проанализировано понятие внутренней позиции, ставшее центральным в теории личности, созданной Л. И. Божович. Выделены три аспекта внутренней позиции: аффективный, мотивационный, рефлексивный, показано методологическое и общепсихологическое значение этого понятия, обобщены современные исследования внутренней позиции детей школьного возраста, в том числе проведенные под руководством автора. Намечены дальнейшие перспективы изучения внутренней позиции личности в онтогенезе.

Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, единица анализа личности, аффективный аспект, рефлексивный аспект, мотивационный аспект.

Для изучения внутренней позиции школьника необходим детальный теоретический анализ данного понятия. Как показывают исследования многих авторов, понятие «внутренняя позиция школьника» (далее — ВПШ), введенное Л. И. Божович, нуждается в уточнении. Сделать это действительно необходимо, поскольку понятие внутренней позиции (ВП) парадоксальным образом является как одним из наиболее известных, так и наименее разработанных в отечественной психологии развития. Анализ данного понятия показывает, что, во-первых, сама Л. И. Божович многократно пересматривала его содержание, пытаясь сформулировать более точно, и, во-вторых, что, несмотря на эти старания, понятие так и осталось скорее интуицией его автора, чем четко сформулированным теоретическим конструктом (Т. А. Нежнова). Понятие ВП — ключевое в теории личности, созданной Л. И. Божович. Это понятие правомерно рассматривать и как центральное достижение в ее научной биографии. Анализ работ Л. И. Божович показывает, что данное понятие разрабатывалось ею не

158

менее 30 лет [17]. Впервые понятие появляется в статье, посвященной мотивации учения школьников [2], упоминается оно и в последней работе Л. И. Божович [3].

Понятие ВП разрабатывалось в русле культурно-исторического подхода в психологии личности, который Л. И. Божович развивала вслед за Л. С. Выготским. Прежде всего, понятие ВП было развитием теоретических положений, сформулированных еще в трудах Л. С. Выготского. Генетически понятие восходит к терминам «значащие переживания» (в некоторых работах — «ключевые переживания»), которыми пользовался Л. С. Выготский, объясняя то, почему некоторые воздействия социума влияют на личность, а другие не оказывают влияния. Значение в сочетании с аффективной насыщенностью, зафиксированное в данном понятии, было для Выготского, очевидно, попыткой соединения аффективного и когнитивного начал в этом элементарном проявлении личности.

На наш взгляд, понятие ВП развивает представления Выготского о значащих переживаниях как внутренних инстанциях, опосредующих внешние воздействия. Рассматривая ВП как новообразование, опосредующее переход от дошкольного детства к школьному, Л. И. Божович развивает основы культурно-исторической психологии личности, заложенные в работах Л. С. Выготского.

Предварительный анализ понятия по работам Л. И. Божович показывает, что под ВП она подразумевала единую систему реально действующих мотивов по отношению к окружению или какой-либо его сфере (например, «широкие социальные мотивы учения» применительно к школьной жизни), осознание себя, а также отношение к себе в контексте окружающей действительности. Помимо возникающей у ребенка 6—7 лет неудовлетворенности ролью дошкольника и желания принять иную, более уважаемую в обществе роль, понятие ВП подразумевает также осознание своей неудовлетворенности, т. е. результат рефлексии ребенка на свое место в системе общественных отношений. Таким образом, понятие подразумевает единство мотивационного, аффективного и когнитивного (точнее, рефлексивного) компонента. Н. Н. Толстых [23] отмечает, что первоначальная идея «структурной» личности уступает в поздних работах Л. И. Божович место холистической идее «нерасторжимой целостности», функционального образования, позволяющего человеку быть свободным в своих поступках. Внутренняя позиция выступает

159

и как проявление этой нерасторжимой целостности, и как функциональный орган свободного поступка или «свободного действия» (В. П. Зинченко).

Введенное Л. И. Божович понятие имеет и еще один важный смысловой аспект. ВП личности — не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, мотивированный внутренними побуждениями. Такое понимание ВП является, на наш взгляд, эвристичным, позволяющим решить целый ряд как методологических, так и более конкретных проблем психологии личности и психологии развития.

Основное методологическое значение изучаемого понятия в том, что оно дает удачное решение проблемы единиц анализа личности. В отечественной психологии проблема единиц анализа психической реальности была впервые поставлена Л. С. Выготским в работе «Мышление и речь» [6]. Методологические требования к единице анализа, намеченные Л. С. Выготским, позволили впоследствии Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко сформулировать их более детально [7]. В литературе, начиная с Л. С. Выготского, анализ «по элементам» противопоставляется анализу «по единицам».

Анализ «по элементам» и анализ «по единицам» представлены и в исследованиях личности. А. Г. Асмолов [1] относит к попыткам анализа личности «по элементам» факторные теории личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) и концепции, в которых личность механически «собирается» из блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта и т. д. В других теориях личности выделяется некоторое динамическое образование, в котором сконцентрированы свойства личности как целого. Можно сказать, что в таких подходах к исследованию личности за основу берется принцип анализа «по единицам». На основе анализа отечественных и зарубежных подходов к изучению личности А. Г. Асмолов сформулировал ряд параметров единиц анализа личности, которые выступают при создании новой теории личности как методологические требования к единице анализа. К этим требованиям относятся динамическая природа единиц структуры личности, интенциональная содержательная характеристика единиц анализа, взаимосвязь мотивационной и познавательной сфер в единицах анализа личности, преодоление традиционного расщепления личности на мотивационную, волевую и познавательную сферы, возможность операционализации единиц анализа, целостность (т. е. единица анализа должна нести в себе

160

все свойства, присущие личности в целом). В работах Л. С. Выготского значащие переживания фактически становятся единицами анализа личности.

Попытки предложить ВП как единицу анализа психической реальности человека предпринимались в отечественной психологии и раньше. Например, Е. О. Смирнова и А. Е. Лагутина, отмечая большие методологические возможности данного понятия («Понятие “внутренняя позиция”, несомненно, являясь очень глубоким и продуктивным, осталось лишь обозначенным через социальные роли (позиция школьника, позиция старшеклассника и пр.» [21, с. 30]), рассматривали ВП в качестве единицы анализа сознания. Не оспаривая возможности такой единицы анализа при изучении сознания, мы предлагаем применить ВП в качестве единицы анализа личности, поскольку функции, которые выполняет ВП, традиционно рассматриваются в психологии как личностные.

Несмотря на то, что понятие ВП отвечает перечисленным методологическим требованиям, Л. И. Божович, вслед за С. Л. Рубинштейном, в качестве единицы анализа личности предложила поступок. Развивая теорию личности, сформулированную Л. И. Божович, было бы правомерно предложить в качестве единицы анализа именно ВП, а поступок рассматривать как внешнее проявление внутренней позиции. При этом ВП выступает как детерминанта поступка или деятельности (например, учебной деятельности школьника). Основной функцией ВП является регуляция взаимодействия личности и социального окружения, принятие или отвержение воздействий социума, побуждение к поступкам или, наоборот, к сознательному отказу от действия и т. д. Пользуясь терминами С. Л. Рубинштейна, можно сказать, что в теории личности, созданной Л. И. Божович, ВП выступает как ключевое внутреннее условие, опосредующее внешние воздействия.

Общепсихологическое значение данного понятия также очень велико. Поскольку ВП понимается как единство эмоционального, мотивационного и рефлексивного аспектов, введение данного понятия позволяет преодолеть традиционное для психологии личности расщепление ее на аффективную и когнитивную стороны. Понятие, предложенное его автором как удачное название личностного новообразования, стало впоследствии объяснительным принципом для обозначения той психологической реальности, которая в онтогенезе

161

становится основой субъектности как центральной характеристики жизненного самоопределения человека. Теория личности, созданная Л. И. Божович, относится к функциональным моделям, т. е. таким теоретическим объяснениям личности, в которых некоторое личностное свойство рассматривается как центральное. Сформированность ВП и становится у Л. И. Божович центральным свойством личности ребенка, по крайней мере, применительно к возрасту 6—7 лет.

Значение анализируемого понятия для возрастной психологии, на наш взгляд, огромно и отнюдь не исчерпывается задачами изучения того возраста, применительно к которому это понятие было предложено. В возрастную психологию оно вошло как «внутренняя позиция школьника» (ВПШ) и было использовано для анализа формирования психологической готовности к переходу в школу у детей 6—7 лет. Анализ литературы позволяет выявить различные точки зрения на дальнейшее развитие ВПШ. Согласно одной из них, сформулированной Т. А. Нежновой на основе работ Л. И. Божович, ВПШ в дальнейшем распадается, уступая место другим новообразованиям, выполняющим функции произвольной регуляции поведения. Однако анализ утверждений, содержащихся в работах самой Л. И. Божович, дает основания для других выводов.

Другая точка зрения на развитие ВП состоит в том, что данное новообразование в онтогенезе претерпевает ряд существенных изменений и становится основой других новообразований. Так, например, в исследованиях Е. Д. Божович [18] ВП рассматривается как основа для субъектного отношения школьника к учению. Другими словами, подлинное превращение школьника из ученика в учащегося (Д. Б. Эльконин) возможно только на основе развитой ВПШ. Принимая за основу вторую точку зрения, мы предприняли ряд исследований развития ВП в школьном возрасте.

Приступая к изучению ВП, мы опирались на теоретический анализ понятия, проведенный в работах ряда авторов. Исследование Т. А. Нежновой посвящено прежде всего предпосылкам учебной деятельности. Изучение ВПШ проводилось ею в рамках исследования готовности шестилетних детей к школьному обучению. Исследование позволило выделить существенные аспекты ВПШ и наметить пути для операционализации понятия. Итак, благодаря тому, что у ребенка сформировалась ВП накануне поступления в школу, меняется

162

его психический облик. Возрастает целеустремленность, ребенок перестает быть ситуативным существом, у него появляются предпосылки для произвольной регуляции деятельности. Сформированная ВПШ обнаруживает себя в устойчивости предпочтения ребенком школьных занятий играм, в предпочтении ситуации «учитель — ученики» ситуации индивидуального общения со взрослым и т. д. На выявление этой особенности ребенка направлены многие существующие методики диагностики внутренней позиции, например, методика «Внутренняя позиция школьника» Н. И. Гуткиной [8]. Правомерно утверждать, что это предпочтение будет обнаруживать себя в позитивном отношении к школе, которое можно проследить при помощи методик, направленных на диагностику эмоционального отношения к школе. Итак, одна из сфер, в которых проявляется сформированность внутренней позиции, — эмоциональная.

Еще одна сфера, в которой проявляется сформированная ВПШ, — мотивационно-смысловая. Здесь ВПШ проявляется в значимости для ребенка положения школьника и направленности на поддержание своего социального статуса школьника. Проведенный Т. А. Нежновой теоретический анализ показал, что Л. И. Божович под ВП имела в виду систему потребностей и стремлений ребенка. «Стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнить новую, важную не только для них самих (детей — Д. Л.), но и для окружающих людей деятельность» [4, с. 214], можно рассматривать как мотивационный аспект ВП.

Анализ работ Л. И. Божович позволяет утверждать, что когнитивным аспектом ВП является рефлексия как осознание ребенком противоречия между его социальным статусом и его психологическими особенностями, которые сформировались у него в результате его прошлого опыта. Очевидно, что осознание несоответствия между своими интеллектуальными и волевыми качествами, с одной стороны, и своим статусом дошкольника, с другой, требует от 6—7-летнего ребенка относительно высокого уровня развития рефлексии. Этот уровень развития и был назван Л. С. Выготским «открытием ребенком своего внутреннего мира». Выделение основных аспектов ВП школьника позволяет наметить подходы к эмпирическому изучению ВП как психологической реальности, обнаруживающей себя в наблюдаемом поведении детей и в данных психодиагностических методик.

163

Социально-психологические аспекты ВПШ проанализированы в работах М. Г. Елагиной и Г. А. Цукерман. Так, М. Г. Елагина считает, что понятие «ВПШ» должно быть определено как позиция «социального функционера». По ее мнению, в период кризиса семи лет идет активное установление контактов детей с социальными взрослыми и сверстниками. Возникающие взаимоотношения опосредствованы правилами, которые формируют обращенные к ребенку ожидания и существуют в форме конкретной социальной роли. «Вступая в контакты с окружающими, включаясь в разнообразные общности, выполняя определенные роли, ребенок в то же время остается собой, ощущает себя существом в чем-то неизменным... Возникающая при этом рефлексия переживаний, их сознание и обобщение имеют источником помимо интеллектуального момента... ролевую практику, практику воплощения роли в жизни» [10, с. 40]). Позиция «социального функционера» как личностное новообразование критического периода, выражающееся в способности действовать в рамках роли, осуществляя общественно значимую деятельность, складывается, по мнению М. Г. Елагиной, в процессе отношений ребенка с другими людьми, с предметным миром, с самим собой.

Г. А. Цукерман, соглашаясь с Л. И. Божович в описании ВПШ как интегративного личностного новообразования конца дошкольного детства, феномена внутреннего мира ребенка 6—7 лет, расходится с ней «чисто терминологически». Она считает, что то новое место в мире, глобально определяющее деятельность ребенка, его отношение к миру, себе и людям — это статус школьника, а не позиция учащегося [24]. По мнению Г. А. Цукерман, статусное «Я-школьник» — это интерпсихическая характеристика места (и соответствующего образа жизни) ребенка в социуме. По предположению автора, возникновение «статуса школьника» — одно из важнейших условий культурного оформления кризиса семи лет. В представлении Г. А. Цукерман становление собственно позиции школьника начинается с построения отношений с самим собой, что, в принципе, невозможно до 6—7 лет, до тех пор, пока в самосознании ребенка не сложится различение Я-реального и Я-идеального.

Н. Г. Салмина и И. Г. Тиханова [20] связывают данное понятие со становлением субъектности в учебной деятельности и социальных отношениях. Соглашаясь с тем, что ВПШ имеет социально-психологические аспекты, Н. Г. Салмина и И. Г. Тиханова различают ВПШ как

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/JPP052008/LPV-157.HTM