Маркин В. Н.
Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (психолого-акмеологический анализ)
Система личностных понятий
Проблема личности является центральной в современной психологии и акмеологии. И это не случайно. Личность — основная загадка человеческого мира, его тайна. Вспомним Николая Бердяева, его слова: «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все» [4. С. 11]. Так же воспринимал личность и Карл Юнг: «Личность как полная реализация целостности нашего существа, — писал он, — недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы — не что иное, как указатели пути...» [24. С. 191].
Итак, личность, с одной стороны, тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.
Обратимся к категориальному ряду, в который вписано понятие «личность». Это, прежде всего, понятия «человек» — «индивид» — «субъект» — «индивидуальность» (схема 1).
Схема 1. Система личностных понятий
Содержание этих понятий (через которые раскрываются те или иные характеристики личности) изложено во многих учебных пособиях, но, как правило,
в общепсихологическом плане. Попробуем, не потеряв общепсихологического фундамента, вывести данные понятия на уровень социально-психологического и акмеологического анализа. При этом необходимо учитывать положение С. Л. Рубинштейна, что «понятие личности есть общественная, а не психологическая категория... Личность как реальность, как кусок действительности... является предметом изучения разных наук... В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того — сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обусловлены внешними воздействиями, психические процессы обусловливают поведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий» [19. С. 244—245].
Основой и точкой отсчета обозначенного анализа выступает человек как социоприродный феномен. Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие — два плана интерпретации: природный и социальный.
Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид — приматы; классификационная категоризация — Homo sapiens.
Человек как существо, принадлежащее миру природы, включен в цепь природных зависимостей. Любая их деформация — деформация жизнедеятельности человека. Экология — это в конечном счете всегда экология человека. Человек — точка отсчета всех наших взаимодействий с природой.
Человек находится в единстве с природой и в то же время выступает лидером в этом взаимодействии. Не случайно в философии утверждается, что в человеке материя приходит к осознанию самой себя. Слова эти содержат в себе глубочайшую программную идею единства материи, развития и человека. Поэтому так важен принцип цивилизованной природности человека, разработанный в акмеологии (см.: [9. С. 167—171]). С ним тесно взаимосвязан принцип коэволюции — сопряженности закономерностей природы и закономерностей деятельности человека.
Человек как существо, принадлежащее социуму, человечеству, представляет в себе человечество, и в этом его сущность. Человечность — главная сущностная (общечеловеческая) черта человека.
Человечество (человеческий род, человеческий мир) — особая, исторически развивающаяся социальная, социально-психологическая и духовная общность, которая отличается от всех иных материальных систем на планете присущим ей способом жизнедеятельности. Главная социально-психологическая (а в принципе акмеологическая) характеристика этого способа жизнедеятельности — механизм «САМО...».
Природной, врожденной программы жизнедеятельности, как известно, у человека нет. Регулятором жизнедеятельности человека и выступает механизм «САМО...»: самоорганизация, самопознание, самосознание, саморегуляция, саморазвитие, самодвижение и т. д. На пути к акме разворачиваются такие виды активности, как самополагание, самопотенцирование (самоопосредствование), самоопределение, самоактуализация и самовопрошание, самооценка, самореализация (самоутверждение) и т. д. Это уже культура, ценностно-смысловой код поведения и деятельности.
Человек сам по себе ни добр ни зол. Он таков, каково сотворенное им бытие и принятое им место в этом мире (основание совести, выбора и ответственности за последствия своего пребывания в мире).
Природа человека — противоречива, антиномична (заключает в себе противоположно направленные свойства и возможности). В философии используется специальный термин: антропологическая антиномия. Человек, с одной стороны, творится Богом из «праха земного», а с другой — «по образу и подобию Божию». Человек является частью земного мира, малой песчинкой…
Но духом, разумом он идет от мироздания, может трансцендировать мир, охватить его как целое, осмыслить и понять с позиций Абсолюта (Богочеловек). Человек потенциально заключает в себе логос (порядок, разумность) и хаос (вплоть до отчуждения от жизни); свет (добро, любовь) и тьму (зло); творчество, созидание и разрушение; величие и ничтожество. Человечность, человеческое в человеке и есть высшая форма воплощенной культуры, самотрудное восхождение человечества и каждого отдельного человека.
Следует отметить еще один важный для акмеологии аспект.
Методологическое значение понятия «человек» заключается и в том, что человек как явление выступает исходным, родовым для понимания мира, в котором мы живем.
Мир, в котором мы живем, является для нас в конечном счете человеческим миром. Человекомерность (человекоразмерность) заложена в основании этого мира.
Человек — родовая характеристика каждого из нас. В исходном и главном каждый из нас просто человек. Это уже потом мы — русские, китайцы, японцы, башкиры, удмурты, евреи и т. д. Поэтому отношение «человек — человек» является родовым. «Человек обладает значением, потому что он человек, а не потому, что он иудей, католик, протестант, немец, итальянец и т. д. и т. д.» [7. С. 229]. Отсюда понятия «права человека», «общечеловеческие нормы и ценности», «гражданственность» и т. д.
«Человек — человек» — самое трудное отношение в жизни людей. В развитии обозначенного отношения существует целый ряд «барьеров»: расовый — этнический — национальный — конфессиональный (религиозный) — социокультурный. Нравственная высота прохождения этих «барьеров» (разрешения стоящих за ними противоречий) — серьезная образовательная и воспитательная работа человечества, целевая задача каждого планетарного общества.
Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид — единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).
Природный индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются... (см.: [12. С. 176—177]).
Индивидные свойства — это субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, как субъекта. Индивидные характеристики чрезвычайно важны для акмеологии. В индивидных ресурсах «закодировано» физическое, а часто и психическое здоровье человека. Изучение (диагностика) ресурса человека как работника позволяет выработать представление о пропорциональных и вредных организму нагрузках; оптимизировать деятельность на основе акмеологических критериев здоровья человека.
В данном случае мы рассматриваем человека как природного (биологического) индивида, как организм. Но индивид всегда еще и социальная единица социума, т. е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален — прошел социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком — общественный статус).
Каждый индивид «входит» в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а значит, в совокупность норм, требований, правил. Эти требования безлики в том смысле, что обращены к любому человеку, живущему в обществе.
Каждый из нас в определенной мере общественный индивид — исполнитель общественных традиций, норм, законов. Состояние это естественное, необходимое. Но данный статус несет и опасность «механической жизни», исполнительства без включения собственного Я («мы люди маленькие», «мы как все»). Поэтому, фиксируя закономерный статус человека как общественного
индивида, мы отмечаем его «промежуточное» положение. Главное в человеке — это авторская личность.
Для акмеологии важнейшей проблемой является творчество (социальное, духовное), т. е. креативность. В основе креативности лежат: уровень развития рационального интеллекта (IQ) и задатки — способности. Но и интеллект, и задатки как индивидные свойства переходят в креативность (в качества творческой деятельности) лишь тогда, когда они одухотворены направленностью и мотивацией достижения личности.
Личность — социальное качество человека (индивида), индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности (индивидуальное как конкретное выражение социального).
В человекознании личность традиционно рассматривается как устойчивая система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена социума — субъекта познания, общения и деятельности.
В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Возникает вопрос: что считать таким ядром, интегрирующим началом в самой личности. По К. А. Абульхановой, личность — это устойчивый психический склад человека (см.: [1. С. 115]). По К. К. Платонову, личность — это человек как носитель сознания (см.: [17. С. 55—62]).
Автор статьи определяет личность как способность индивида жить через свое Я, т. е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро — Я.
Высшие личностные особенности человека: сознание (социальное мышление); активность (практически-действенное, функциональное качество личности); способность к жизненному выбору и ответственности за него (механизм «САМО» — я сам); чувство времени (восприятие и организация времени как «пространства и времени» своей жизни); стремление к смыслу (смыслу жизни); ценностно-нравственный поведенческий код (а в итоге — склад) личности и т. д.
Человек именно как личность — существо познающее, разумное (оценивающее и интерпретирующее), свободное, т. е. выбирающее... и отсюда трагическое, страдающее. Но и счастливое, свободное. Личность всегда находится в экзистенциальной субъектной ситуации: существования и осуществления.
Субъект — личность как деятель. В современной психологической науке существует две точки зрения на содержание явления и понятия «субъект» («субъектность»).
Первая точка зрения — сущностная: субъект — это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности — это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойства быть субъектом (К. А. Абульханова).
Автор — сторонник функциональной точки зрения на содержание субъектности (см.: [14. С. 66—68]). Субъект — неотторжимая, атрибутивная характеристика человека. Человек сразу рождается субъектом. Это врожденная форма его присутствия в мире (жизнеспособность и социоспособность). Иначе человек был бы «вещью в себе» (И. Кант).
Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют взрослые люди, прежде всего родители (единая субъектная система-общность «мать — дитя»). По мере развития индивида как личности (Я сам) происходит становление авторского субъекта (субъекта-деятеля).
Личность — социальное качество человека. А качество имеет степень развития: от минимума личности (осознания своего Я...) до авторской, творческой личности. Личность развивается через свою активность-субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.
Поле субъектности всегда соотношение субъекта и объекта, активность личности. В поле субъектности (решаемой задачи) происходит синтез свойств, энергетики личности-субъекта и предмета-объекта. Поэтому базовые качества личности и субъектные качества (субъектность) — это родственные, но разные качества. Это проблема, которая назрела и ждет своей разработки.
Личность строит свою субъектность из своих психических и психологических свойств: биогенных, социогенных и духовных ресурсов, коррелируя их с содержанием решаемой задачи. И из ресурсов объекта (среды и предмета деятельности). В данном случае мы можем говорить не только об активности личности (субъекта), но и о своеобразной активности объекта. Не следует забывать также, что через объект в поле субъектности личности «входят» законы реального мира.
Более того, в субъектном пространстве личность «входит» в систему общественных отношений, становится «социальным фактом» (ситуация «не-алиби», по М. Бахтину). Личность порождает детерминирующий эффект, сама становится «условием жизни для других». Встает проблема «вкладов в других», «ценностного обмена», но главное — «акмеологического события», «акмеологического факта». Проблема, которая также требует своего разрешения.
Соотношение между личностью и ее субъектностью можно обозначить как «слойно-уровневую» (расслоенную) структуру личности [13]. Понятие расслоенной структуры личности основывается на предположении о том, что стабильное ядерное образование личности — самоидентичность — окружено, охвачено подвижным периферическим образованием (в русле нашей концепции — субъектностью).
Расслоенная структура позволяет увидеть, как личность продолжается в действовании, а мир «вторгается» в личность, обретая в ней свое уникальное существование.
Поле субъектности, если его скоррелировать с жизненным путем, — это в основе последовательная совокупность деятелъностей личности. Статус субъекта у личности в этих деятельностях может быть далеко не однозначен. Наряду со статусом «авторского субъекта» существуют и другие статусы: «субъект-агент», «навязанная субъектность», «иллюзорная субъектность», «разрушающая субъектность». Человек может жить вообще «не своей» жизнью. Отсюда в управлении (в руководстве персоналом) проблема несовместимости личности с функцией — по сути бессубъектность. А отсюда и управленческая задача — субъективация персонала.
Следует подчеркнуть и то, что между личностью в качестве субъекта и ее субъектностью существуют достаточно сложные, порой противоречивые (диалектические) отношения.
Базовые экзистенциальные виды субъектности (активности), выходящие из субъектного ядра социально и духовно зрелой личности — это формы не только ее существования, но и осуществления. Быть субъектом — значит быть инициатором собственной активности (А. В. Брушлинский). Личность выражает, проверяет, реализует себя через эту субъектность. Возникает интегрированный, когерентный деятель — авторский личность-субъект. Высший уровень экзистенции: личность рассматривает свои роли и характеристики как часть единого Я и переживает качественную целостность своего существования.
Но есть виды субъектности (период моратория у подростков и юношей, новые виды деятельности у взрослого человека и т. п.), в которых личность присутствует номинально, «опытно». Она еще не открыла саму себя в этих жизнепроявлениях, и ее идентичность (в рамках данной субъектности) носит «контурный», лишь предполагающий характер. Что-то из этого взаимодействия личности с миром может войти в «Я-опыт», в базовую идентичность. Но в целом это «промежуточное жизнедействие», одна из многочисленных попыток определить (выбрать) себя в мире.
Именно этим идентичность в рамках субъектности отличается от базовой идентичности (самости) личности.





