125 А. Ю. Михайлова
Агрессивность и тревожность у детей, воспитывающихся в детском доме и семье
Антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб, но и угрожает его физическому состоянию. В данной статье мы рассматриваем особенности агрессивных и тревожных проявлений у детей из детского дома в контексте последствия домашнего насилия.
Ключевые слова: домашнее насилие, агрессивность, тревожность.
Многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук родителей, становятся в последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего на детей, особенно на дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье.
К основным формам жестокого обращения с детьми в семье относят физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
К тяжелым последствиям у детей, переживших насилие, относят:
• нарушения физического и психического развития;
• различные заболевания как следствие жестокого обращения;
• психические особенности детей, пострадавших от насилия;
• социальные последствия жестокого обращения с детьми.
Одним из серьезных последствий домашнего насилия над детьми является устойчивая агрессивность и повышенная тревожность таких детей.
Агрессивность ребенка формируется, когда он видит агрессивный стиль взаимодействия между родителями, является свидетелем регулярных ссор, драк, грубостей; когда он на себе испытывает агрессию, подвергается физическому или эмоциональному нападению, а также тогда, когда агрессивное поведение ребенка подкрепляется аналогичным поведением взрослых.
Ольвейс выделил четыре параметра, с высокой степенью риска способствующих детской агрессивности:
1261) негативизм матери — враждебность, холодность, безразличие к ребенку;
2) терпимость матери к агрессивным проявлениям ребенка;
3) применение родителями силовых мер воспитания;
4) темперамент ребенка.
Он считал, что сочетание двух первых параметров в наибольшей степени способствует формированию агрессивного поведения. Некоторые авторы считают, что отвержение не само по себе способствует формированию агрессивности, а в сочетании с другими негативными факторами (например, непоследовательностью в воспитании).
По данным исследования Р. Райта, подвергшиеся жестокому обращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менее уверенно чувствуют себя в обществе, чем дети, выросшие в нормальной обстановке. Эти дети менее популярны среди сверстников и более замкнуты, а их проблемы в отношении с другими детьми с каждым годом увеличиваются.
Дети, с которыми обращались жестоко в психологическом смысле, попадают в сеть вредящих отношений и выпадают из нормального процесса социализации, с положительным подкреплением и поддержкой со стороны родителей. В результате нередко им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе, и у них могут развиться невротические черты и проблемное поведение. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание.
Таким образом, агрессивность ребенка может быть результатом внутренних проблем, обусловленных недостаточной заботой, вниманием, любовью. Агрессивность формируется в семье, как правило, под влиянием ряда факторов, важнейшими из которых являются наблюдение агрессивного поведения родителей, подкрепление родителями агрессивного поведения ребенка, использование физических наказаний, непоследовательность дисциплинарных мер, дурное отношение к ребенку.
Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности, позволяет представить причины развития тревожности у детей следующим образом:
— отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
— отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
— ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;
— к ребенку предъявляются завышенные требования;
— авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;
— негибкая, догматическая система воспитания;
— неблагоприятные макросоциальные и бытовые условия;
— противоречия между высокими притязаниями, вызванными захваливанием, и реальными возможностями детей.
Для тревожных детей характерно приходить к простому умозаключению: чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись тебя. Поэтому агрессивное поведение часто бывает формой сокрытия личной тревожности. Тревожность иногда очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные и агрессивные дети, при каждом удобном случае унижающие других, тревожными отнюдь не выглядят. И тем не менее нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога.
Далее нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключается в выявлении тревожности и агрессии у детей, переживших семейное насилие.
127Процедура, организация и методы исследования. Площадкой для исследования был выбран детский дом и — для сравнения результатов — одна из московских гимназий. Выбор обоснован тем, что в детском доме воспитываются дети, относящиеся к различным категориям, в том числе и дети из неблагополучных семей. Последние на себе испытали домашнее насилие. Работа заключалась в том, чтобы с помощью методик изучить личностные особенности таких детей, а также сопоставить их показатели агрессивности и тревожности с результатами детей из психологически и социально благополучных семей.
Исследование проводилось с помощью двух методик:
— теста эмоций (теста Басса – Дарки в модификации Г. В. Резапкиной);
— Шкалы явной тревожности (CMAS) в модификации А. М. Прихожан.
Тест эмоций (тест Басса – Дарки в модификации Г. В. Резапкиной) проводился на выборке подростков 15—17 лет по 15 человек из детского дома и гимназии в декабре 2008 г. Цель теста заключалась в выявлении агрессивных и враждебных реакций подростков. При помощи этой методики можно установить склонность испытуемого к физической агрессии, косвенной агрессии, раздражительности, негативизму, обидчивости, подозрительности, вербальной агрессии.
Шкала явной тревожности (CMAS) в модификации А. М. Прихожан проводилась на выборке детей 10—12 лет по 14 человек из детского дома и гимназии в декабре 2008 г. Цель теста заключалась в выявлении подростковой тревожности.
Диагностика агрессивных и враждебных реакций. После проведения теста Басса – Дарки в модификации Г. В. Резапкиной были составлены общие таблицы с результатами детей, переживших жесткое обращение (табл. 1), и детей из благополучных семей (табл. 2).
Таблица 1
Показатели уровня агрессивности воспитанников детского дома по тесту Басса – Дарки
№ п/п | Имя | Шкалы |
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражительность | Негативизм | Обидчивость | Подозрительность | Вербальная агрессия |
1 | Ан-й | 3 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 4 |
2 | Кр-на | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 |
3 | М-л | 2 | 2 | 5 | 3 | 1 | 2 | 5 |
4 | Ал-др | 5 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 |
5 | Тат-на | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 |
6 | Л-ла | 5 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 4 |
7 | Ан-й | 5 | 4 | 0 | 3 | 0 | 0 | 4 |
8 | И-я | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
9 | Д-ий | 5 | 4 | 4 | 5 | 1 | 1 | 5 |
10 | Ан-сия | 3 | 5 | 4 | 2 | 5 | 4 | 2 |
128 № п/п | Имя | Шкалы |
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражительность | Негативизм | Обидчивость | Подозрительность | Вербальная агрессия |
11 | П-л | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 5 | 3 |
12 | Ек-на | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 |
13 | М-л | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
14 | Дз-ри | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 5 | 2 |
15 | К-л | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 |
Сумма баллов | 53 | 46 | 46 | 50 | 41 | 52 | 51 |
В процентах | 15,63 | 13,57 | 13,57 | 14,75 | 12,09 | 15,33 | 15,04 |
По данным табл. 1 видно, что у воспитанников детского дома подозрительность, физическая и вербальная агрессия преобладают.
Теперь рассмотрим уровень агрессивности у детей из благополучных семей, не переживших насилия.
Таблица 2
Показатели уровня агрессивности у детей из гимназии
№ п/п | Имя | Шкалы |
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражительность | Негативизм | Обидчивость | Подозрительность | Вербальная агрессия |
1 | М-та | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 |
2 | Ю-я | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3 | И-н | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 5 |
4 | А-м | 5 | 0 | 2 | 3 | 0 | 1 | 4 |
5 | Е-й | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 |
6 | М-м | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 0 | 3 |
7 | М-я | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 |
8 | А-р | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 |
9 | К-а | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
10 | А-а | 0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 0 | 3 |
11 | А-я | 0 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 |
12 | Ю-й | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 | 1 | 2 |
13 | Л-вь | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 |
14 | Н-й | 4 | 4 | 4 | 2 | 1 | 2 | 5 |
15 | П-а | 4 | 5 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 |
Сумма баллов | 37 | 35 | 43 | 37 | 28 | 23 | 47 |
В процентах | 14,8 | 14,0 | 17,2 | 14,8 | 11,2 | 9,2 | 18,8 |
129На основе табл. 1, 2 построим диаграмму (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение показателей уровня агрессивности у детей из детского дома и гимназии: 1 — физическая агрессия; 2 — косвенная агрессия; 3 — раздражительность; 4 — негативизм; 5 — обидчивость; 6 — подозрительность; 7 — вербальная агрессия
Таким образом, можно сделать вывод, что физическая и вербальная агрессия и подозрительность преобладают у детей, переживших насилие. С помощью физической агрессии, скорее всего, дети решают свои вопросы и показывают свое несогласие из-за того, что к ним применялось насилие, а также можно предположить, что дети из детских домов не знают альтернативного варианта решения проблем. Они выплескивают агрессию через физическое насилие, что может быть результатом внутренних проблем, обусловленных недостаточной заботой, вниманием, любовью, кроме того, применение к ребенку насилия в семье послужило примером того, как можно поступать с другими. Эта модель укоренилась и перешла в норму поведения. У таких детей наблюдается чрезмерная подозрительность, что может быть также последствием физического и психического насилия над ребенком, из-за чего у него развивается постоянная, беспричинная настороженность и недоверительные отношения со взрослыми и сверстниками. Такие дети готовы видеть в словах и поступках других людей скрытый умысел против них.
У детей, воспитывающихся в семье, обнаруживаются, тем не менее, повышенные показатели вербальной агрессии, раздражительности, физической агрессии и негативизма.
Таким образом, агрессивные проявления свойственны всем подросткам из нашей выборки. Однако для подростков с благополучной историей социализации характерна в большей степени вербальная и физическая, а не косвенная агрессия, им присущи более свойственные возрасту раздражительность и негативизм, а не подозрительность. По-видимому, все-таки
130последствия домашних травм имеют более затяжной и агрессивно-провоцирующий характер.
Теперь хотелось бы сравнить эмоциональные аспекты агрессивных проявлений у мальчиков и девочек из детского дома между собой, для того чтобы выявить, кто больше из них склонен к агрессивному поведению (табл. 3).
Таблица 3
Показатели уровня агрессивности мальчиков и девочек, воспитывающихся в детском доме
Сумма баллов | Шкалы |
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражительность | Негативизм | Обидчивость | Подозрительность |
Мальчики |
Всего | 33 | 21 | 22 | 31 | 18 | 26 | 33 |
В % | 18 | 11,4 | 12 | 16,8 | 9,8 | 14,1 | 18 |
Девочки |
Всего | 20 | 25 | 24 | 19 | 23 | 26 | 18 |
В % | 13 | 16,1 | 15,5 | 12,3 | 14,8 | 16,8 | 11,6 |

Рис. 2. Соотношение показателей уровня агрессивности у мальчиков и девочек, воспитывающихся в детском доме: 1 — физическая агрессия; 2 — косвенная агрессия; 3 — раздражительность; 4 — негативизм; 5 — обидчивость; 6 — подозрительность; 7 — вербальная агрессия
131Полученные результаты изобразим на диаграмме (рис. 2), на которой видно, что у девочек подозрительность, косвенная агрессия, раздражительность и обидчивость выше, чем у мальчиков. Показатели физической и вербальной агрессии и негативизма мальчиков превышают аналогичные показатели у девочек. Полученные данные вполне достоверно характеризуют возрастную картину проявления агрессивности у мальчиков и девочек, т. е. девочки более эмоциональны в своих агрессивных проявлениях, а мальчики более жестки.
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков из детских домов наиболее выражена склонность к прямой физической и вербальной агрессии, а у девочек — к косвенной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в ее косвенной форме.
После проведения диагностики явной тревожности были составлены табл. 4—7 с результатами детей, переживших жестокое обращение, и детей из благополучных семей.
Таблица 4
Уровни тревожности у детей из детского дома
№ п/п | Имя | Стены | Уровень тревожности |
1 | Д. | 8 | Несколько повышенный |
2 | А. | 1 | Состояние тревожности не свойственно |
3 | И. | 4 | Норма |
4 | М. | 5 | Норма |
5 | А. | 3 | Норма |
6 | Н. | 4 | Норма |
7 | Г. | 5 | Норма |
8 | М. | 5 | Норма |
9 | К. | 10 | Очень высокий |
10 | А. | 10 | Очень высокий |
11 | Е. | 9 | Явно повышенный |
12 | Г. | 4 | Норма |
13 | П. | 10 | Очень высокий |
14 | С. | 8 | Несколько повышенный |
Полученные результаты переведены в проценты и представлены в табл. 5.
Таблица 5
Распределение уровней тревожности у детей из детского дома, %
Состояние тревожности не свойственно | Норма | Несколько повышенный | Явно повышенный | Очень высокий |
7,14 | 50 | 14,29 | 7,14 | 21,43 |