Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Н. Н. НЕЧАЕВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Издательство Московского университета

1988

2

Рецензенты:

И. Д. Ладанов, доктор педагогических наук,
А. И. Подольский, кандидат психологических наук

Печатается по постановлению
Редакционно-издательского совета
Московского университета

В учебном пособии с позиции теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным, излагаются основные результаты экспериментальных и прикладных исследований закономерностей становления профессиональной творческой деятельности в целом и ее системообразующих компонентов, раскрываются особенности формирования профессиональных двигательных навыков, психолого-педагогические условия системного освоения лексических и правовых понятий.

Для слушателей ФПК преподавателей вузов.

 

 

077(02) – 88 – заказное

ISBN 5-211-00506-6

©

Издательство Московского
университета, 1988

3

ВВЕДЕНИЕ

Качественное совершенствование подготовки специалистов на основе интенсификации учебно-воспитательного процесса, сформулированное XXVII съездом КПСС как важнейшая задача высшей школы, требует разработки научного, психолого-педагогического обеспечения перестройки высшего образования. Такая работа должна быть проведена по всему спектру разнообразных видов профессиональной деятельности, подготовка к которым осуществляется в системе высшего образования.

Однако комплексная разработка психолого-педагогических основ формирования профессиональной деятельности в процессе вузовской подготовки специалистов и последипломного образования существенно сдерживается уровнем развития психологического и педагогического "инструментария" исследований сферы "высшего труда", становление которого проходит в высшей школе. Поэтому в учебном пособии, посвященном раскрытию психолого-педагогических закономерностей формирования профессиональной деятельности, необходимо использовать материал, который накоплен в различных областях психологической науки. В отечественной психологии на базе деятельностного подхода проведен большой комплекс исследований многих форм профессиональной умственной деятельности. Сделан существенный вклад в раскрытие психологических механизмов системогенеза профессиональной деятельности в целом, ее отдельных компонентов и системообразующих характеристик /26/, /45/ и др. В рамках педагогической психологии сформулированы основные закономерности формирования умственных действий и понятий /13/, /17/, выявлено строение базовых типов ориентировки /14/, /44/, намечены направления психолого-педагогических исследований высшего специального образования /35/, /38/ и др. В области проблематики творчества накоплен существенный материал, конкретизирующий представления о механизмах принятия решений, закономерностях развития замысла, уровневом строении творческой деятельности, основных условиях и факторах интенсификации творчества /9/, /19/, /25/ и др.

На наш взгляд, в настоящее время имеются необходимые теоретические предпосылки организации комплексных, системно-ориентированных психолого-педагогических исследований целостного становления профессионально-творческой деятельности в рамках вузовской подготовки специалистов.

В данном учебном пособии раскрывается опыт и основные результаты экспериментальных исследований, проведенных нами совместно

4

с рядом сотрудников за более чем десятилетний период. В них мы обращались к различному и качественно своеобразному материалу, отражающему специфику профессиональной подготовки по ряду специальностей: проектная подготовка специалистов, психологические условия становления профессиональных представлений и понятий, закономерности усвоения лексического состава языка и т. д. Представленные в пособии исследования выполнены в русле концепции планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий, сформулированной П. Я. Гальпериным. Единство теоретической основы позволяет, на наш взгляд, наглядно продемонстрировать общность психологических механизмов становления развитых видов профессиональной деятельности.

5

1. ПРОЕКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА

Анализ проектирования, особенно в связи с эргономической и инженерно-психологической проблематикой, является сложившимся направлением психологических исследований. Естественно, что в контексте изучения проектных разработок в поле зрения психологов находились либо некоторые общие психологические закономерности данного вида деятельности, либо, напротив, отдельные ее свойства и характеристики, интересующие психологов и рассматриваемые поэтому, зачастую, в абстрации от содержания конкретных форм проектирования.

Попытки дать определение тому, что такое проектирование, можно встретить в специальных исследованиях. Например, в книге Дж. К. Джонса "Инженерное и художественное конструирование" /19/ приводится более десятка различных определений процесса проектирования, предложенных либо непосредственно проектировщиками, либо специалистами в области методологии проектирования и системотехники. Дж. Джонс предлагает рассматривать проектирование как вид деятельности, "который кладет начало изменениям в искусственной среде" /19, 23/. В этой формулировке проектирование выступает в достаточной мере абстрактным и глобальным метапроцессом, осуществляющим "те изменения, которые должны претерпеть производство, сбыт, потребитель и общество в целом в ходе освоения и использования нового объекта" /19, 24/. При таком понимании проектирование, с одной стороны, есть форма разрешения противоречия между процессом производства и процессом потребления лишь в "идеальном плане", что позволяет говорить о духовно-практическом характере данной деятельности; с другой стороны, продукт проектирования — проектная модель, оформленная в проектной документации, т. е. собственно проект, есть ориентировочная основа материального преобразования действительности для тех, кто его реализует.

Это образно подчеркивает К. М. Кантор: "Проект и не может быть ничем иным, кроме как проектом дела. Проект не понятие и не созерцание, не объективное значение и не субъективное мнение или намерение; проект — проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельный переход от небытия к бытию. Созданный свободно, он содержит в себе потенцию, побуждение и цель деятельности"1.

6

Подобный взгляд на сущность и задачи проектной деятельности в принципе дает возможность рассматривать все "разновидности" проектирования в целом как тождественные формы деятельности, независимо от специфики содержания той сферы человеческой практики, которую они реально обслуживают — будь то художественное конструирование или техническое производство, научные исследования или управление и организация. Такая "сильная" абстракция обладает определенной эвристической силой, помогая выявить обобщенные закономерности проектной деятельности. В этом отношении не составляет исключения и архитектурное проектирование. Но проектирование как деятельность, так сказать, является лишь психологической реальностью. В действительности оно всегда представлено только через свои специфические, особенные и отдельные формы. Любой проектировщик, специализирующийся в своей области производства, не может безболезненно сменить сферу приложения своего труда, и поэтому в случае необходимости перехода в другую область деятельности от него требуется значительная перестройка имеющихся методов деятельности, а подчас и их коренная ломка. Более того, даже проектировщики, занятые в одной сфере, при переходе от одного класса объектов к другому, зачастую бывают вынуждены всерьез трансформировать соответствующую деятельность. Так, например, архитектор, занятый в проектировании отдельных сооружений, при переходе к проектированию объектов градостроительства нередко оказывается в затруднительном положении. Даже мастера очень высокого класса в подобных ситуациях порой допускают серьезные профессиональные просчеты. Вот почему на определенной стадии развития психологических знаний важно переходить к непосредственному исследованию конкретных форм проектной деятельности и, в частности, к изучению архитектурного проектирования.

1. 1. Общая характеристика проектной деятельности архитектора

Архитектурная профессия сегодня одна из самых "острых". Встает вопрос о качественной перестройке проектной деятельности, о совершенствовании архитектурного образования, подготовке "довузовского" характера; заметно увеличилось количество исследователей, обращающихся к проблемам предмета и сущности архитектурной деятельности, методологических основ, закономерностей и принципов организации архитектурного проектирования. С психологической точки зрения, специфика профессиональной деятельности архитектора заключена прежде всего не столько в тех конкретных формах предметной

7

деятельности, которые он осуществляет, решая ту или иную проектную задачу, а в том особом, профессионально устойчивом складе психики, сознания в целом, характеризующем данного специалиста и складывающемся в процессе "системогенеза" его профессиональной деятельности /45/. В теории архитектуры хорошо известно выражение выдающегося архитектора Ле Корбюзье о том, что "архитектура — не профессия, а образ мышления" /31, 38/. Архитектор может работать проектировщиком, декоратором, графиком и даже... модельером, но к решению конкретных задач, встающих перед ним, он будет подходить специфически — именно как архитектор. Важно отметить, что интерес к профессиональному труду, попытка понять его специфику, закономерности, строение, основные средства, характерны для всех этапов развития архитектуры.

Любой процесс труда предполагает наличие объективных предпосылок: совокупности исходных условий и материала, обозначенных в сформулированной перед человеком задаче, т. е. в том, что обычно применительно к работе архитектора носит название задания на проектирование. Поскольку первоначально деятельность архитектора направлена именно на эту совокупность, то она, в соответствии с определением К. Маркса, и есть предмет труда архитектора. Архитектурное проектирование, с этой точки зрения, есть процесс, в ходе которого данный предмет труда преобразуется определенными профессиональными действиями в конечный результат, каким для архитектора является модель будущего архитектурного объекта.

Замысел, рожденный архитектором, позволяет ему объединять, координировать усилия многих людей, направлять их работу, т. е. объективно быть руководителем совместной деятельности строителей. Само слово "архитектор" в переводе с греческого означает "высший плотник", "главный строитель". Архитекторы не только создавали проект сооружения, но и организовывали процесс его строительства.

Однако с развитием и специализацией строительной деятельности основной задачей архитектора стало проектирование, а участие в строительстве свелось к "авторскому надзору" за ходом осуществления проекта в натуре. Постепенно и само проектирование сооружения перестало быть деятельностью лишь одного архитектора. Теперь в создании проекта участвуют десятки специалистов: здесь и инженеры-технологи, и экономисты, и конструкторы, и социологи и т. д. Ведь сооружением, которое проектируется, может быть, например,

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/NPp-1988/NPp-167.htm