97
И. В. Задорин Е. Ю. Колесникова Е. М. Новикова | АКТУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ |
Изложены результаты социологического исследования выпускников 2000—2003 гг. школ Москвы для одаренных детей и старшеклассников, которые должны закончить те же школы в 2012 г. В рамках исследования изучалось влияние различных факторов (социальных, социально-психологических, экономических, социально политических и т. п.) на построение жизненных сценариев и реализацию жизненных траекторий интеллектуально одаренной молодежи. В статье представлены результаты анализа влияния различных факторов в области формирования у одаренной молодежи установки на отъезд/не отъезд за рубеж (с различными целями: образование, работа, ПМЖ).
Ключевые слова: одаренность, жизненная стратегия, социальные факторы, ресурсы, барьеры, мотивация.
Молодые люди, начинающие свой путь во взрослую жизнь, мечтают максимально реализовать свой потенциал, стать богатыми, успешными и счастливыми. Наиболее активные, способные, талантливые из них пытаются выстраивать свой индивидуальный путь, свою траекторию достижения к поставленным целям. В этой траектории есть свои принципиальные развилки, моменты выбора, в том числе выбор страны реализации жизненного пути и способностей, и зачастую это выбор делается не в пользу той страны, в которой молодой человек вырос и получил образование. Вместе с тем талантливая молодежь является одним из ключевых субъектов модернизации общества, и от ее выбора во многом зависит успех этой модернизации. Вполне естественно, что российское государство заинтересовано в том, чтобы одаренная молодежь, особенно получившая элитное школьное образование, хотела и могла реализовывать свой интеллектуальный потенциал на Родине. По крайней мере представители Органов государственного управления в последнее время активно декларируют это.
98За последние годы в нашей стране и за рубежом проведено немало исследований миграционных настроений молодежи, в том числе «одаренной» («талантливой»). Результаты исследований показывают основные тенденции миграционных процессов во всем мире и в России. При этом указывается и важнейший фактор этих тенденций — мощный иммиграционный «насос» наиболее развитых стран. «Каждое государство, независимо от уровня своего развития, неизбежно соотносит развитие национальных сфер с мировым сценарием, который предполагает ведущую роль США, Японии и Западной Европы, имеющих более высокий уровень производительности труда, и прежде всего — за счет развития информационных сфер и массированного «ввоза мозгов» [1]. В контексте указанного мирового сценария Россия является, на сегодняшний день в большей степени «донором», нежели «реципиентом» в плане «поставки» интеллектуально одаренной и высокопрофессиональной молодежи. Естественно ведется изучение причин, стимулирующих эмиграцию молодежи, и поиски контрэмиграционных мотиваций. В рамках проекта «Жизненные стратегии и реализованные траектории одаренных детей», реализованного коллективом авторов МГППУ получен богатый материал, для анализа эмиграционных настроений одаренной молодежи.
Исследование проводилось в два этапа. В ходе первого («качественного») этапа было проведено 33 интервью с выпускниками пяти элитных школ г. Москвы (выпуски 2000—2003 гг.), а также собрана количественная информация о 59 выпускниках, в том числе согласившихся на интервью (метод скрининг-опроса) (далее в статье эта группа респондентов будет именоваться респонденты-выпускники). Полученные данные представляют «ретроспективу» жизненного пути с акцентом на образовательную и профессиональную траекторию. В ходе второго («количественного») этапа проведен анкетный опрос одиннадцатиклассников тех же школ (далее в статье эта группа респондентов будет именоваться старшеклассники или одиннадцатиклассники), а также их родителей. Эти данные представляют «перспективу» — представления респондентов о своем будущем (или будущем своих детей), демонстрирующие жизненные приоритеты одаренных детей и их родителей, лежащие в основе проектируемой образовательной и профессиональной карьеры исследуемой социальной группы.
Отбор школ для проведения массового анкетного опроса осуществлялся на основании экспертных оценок реализации образовательных программ интересующего
99вида (специальная, «элитная» подготовка). Итоговая выборочная совокупность включала одиннадцатиклассников и их родителей в пяти отобранных московских школах: Гимназия № 1569 «Созвездие», Лицей «Вторая школа», Специализированный учебно-научный центр Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Центр образования «Пятьдесят седьмая школа», Школа-интернат «Интеллектуал». Полученный массив данных анализировался в двух вариантах: 1) как массив опроса всех одиннадцатиклассников (собрана 351 анкета), 2) как двухосновный массив, состоящий из анкет родителей (182 анкеты) и анкет их детей (182 анкеты из 351). Во втором случае сведенный воедино массив данных позволил оценить различия в представлениях детей и их родителей.
В описываемом исследовании отдельное внимание уделялось внешним факторам, влияющим на формирование у одаренной молодежи мотивации к отъезду за рубеж с различными целями. Среди таких факторов можно выделить следующие.
1. Глобализационные процессы все заметнее размывают межстрановые границы, и издержки, связанные с отъездом за рубеж (в том числе на преодоление языковых и иных барьеров), уменьшаются. Уехать становится все легче. В то же время реальность, существующая в нашей стране, формирует доминанту эмиграционных, нежели иммиграционных настроений одаренной молодежи. Складывается определенная мода. Талантливые молодые люди (дети) из регионов стремятся в Москву, а затем, присоединяясь к набирающей силу тенденции, присоединяясь к москвичам, ищут возможность уехать из страны с целью получить образование, устроиться на работу и, в ряде случаев, на ПМЖ.
2. За последние два десятилетия существенно изменились стандарты потребления, и в первую очередь в молодежной среде. Молодое поколение, в том числе и «талантливая» ее часть, серьезно думает о своем благополучии и благополучии своих будущих семей. Растут требования к уровню зарплаты. Затруднительность или отсутствие возможностей достичь определенного уровня такого благополучия в собственной стране способствует формированию мотиваций к отъезду за рубеж. В то же время интеллектуальный продукт
100во всем мире сегодня ценится все дороже, и талантливые молодые люди естественно хотят конвертировать свой интеллект в достаточно высокие зарплаты.
3. Одним из факторов, в наибольшей мере влияющим на усиление мотивации реализовывать свой потенциал за рубежом, все чаще называется отсутствие так называемой «принимающей» среды для выпускников элитных учебных заведений. Мы можем встретить большое количество научных и публицистических материалов о невостребованности одаренной молодежи как со стороны отстающего по своим техническим и технологическим характеристикам производства, так и со стороны общества в целом. При этом требования самих молодых специалистов (в особенности молодых специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом) к условиям реализации своего профессионального потенциала (в том числе к технической оснащенности своих рабочих мест и к уровню зарплаты) за последние годы серьезно выросли. К настоящему времени, как показывают результаты нашего исследования, высокоинтеллектуальные и хорошо образованные молодые люди имеют достаточно высокие запросы к материально-техническим условиям своей профессиональной реализации. По мнению наших респондентов, отечественная «принимающая среда» во многих случаях не может предоставить условия для работы, соответствующие мировым стандартам и запросам современного молодого высокоинтеллектуального специалиста. В такой ситуации затруднена реализация его профессионального и личностного потенциала, что серьезным образом уменьшает желание молодых талантливых кадров остаться в стране.
4. Сложившиеся на сегодняшний день в обществе стереотипы о разрушенном производстве, научной среде, о невостребованности исследователей, в том числе в области фундаментальных наук, имеют выраженный инерционный характер. Даже при том, что сейчас развернута широкая кампания по освещению достижений в различных областях науки и техники, много говорится о выделяемых на науку средствах, о проекте «Сколково» и подобных ему, уже успевший укорениться стереотип, что «все разрушено» и «там лучше», заставляет представителей одаренной молодежи делать выбор в пользу реализации своего интеллектуального и личностного потенциала за рубежом.
Согласно полученным данным в среде активной части молодежи, в первую очередь одаренной, наблюдается усиление тенденции к отъезду последней за рубеж, с теми или иными целями (рис. 1).
101
Рис. 1. Хотели бы Вы уехать за границу на ограниченный период времени (одиннадцатиклассники, %)
В принципе, миграционные настроения активной части молодежи, в первую очередь студенческой, характерны для развитых стран мира. Такая миграция, основанная на временных поездках за рубеж, давно стала нормой научной жизни большинства стран. Но большинство этих стран не только «экспортируют» активную молодежь за рубеж, но и ввозят «мозги» из других стран. Россия же, начиная с периода перестройки и до настоящего времени, все активнее «экспортирует» наиболее перспективные кадры, ввозя, в основном, неквалифицированную рабочую силу.
Результаты анализа интервью, проведенных с респондентами-выпускниками, показывают, что 15 лет назад выпускники элитных московских школ для одаренных детей лишь в единичных случаях изначально ориентировались на учебу, работу, жизнь за рубежом и, чаще всего, лишь столкнувшись с определенными обстоятельствами (материальная необеспеченность карьеры ученого, трудности реализации своего образовательного и профессионального потенциала и т. п.), принимали решение реализовывать свои образовательные и профессиональные амбиции за границей.
Часть респондентов-выпускников в интервью подчеркивали, что сознательно исключали для себя такой вариант образовательной и профессиональной карьеры, который бы требовал отъезда за рубеж, мотивируя свое решение ценностями патриотизма:
• «в силу своих идейно-политических убеждений. Есть такое понятие — Родина, которую на кусок колбасы я не меняю»;
• «я чувствовал с самого начала и чувствую теперь, что мне хорошо находиться
102в России, среди русских людей. Интересно общаться с русскими и по-русски, поэтому это была с самого начала такая позиция — в России базироваться и не уезжать».
Такие ценности, как правило, прививались в родительских семьях:
• «я не уехал за границу. Я сам не хотел. Как сказать? — я просто не видел целесообразности. Это достаточно рациональный выбор. А во-вторых, это, отчасти, позиция родителей. Они никогда не настаивали, чтобы я уехал»;
• «не знаю, это на уровне воспитания, явно... это какое-то было ощущение, что... Я не очень люблю слово патриотизм, но вот что-то из такой сферы, и было еще какое-то ощущение, что.... Ну, что там язык не тот — это понятно, еще было какое-то ощущение, что это как бы как сбежать, что ли: ты с этой задачей не справился, не смог... а сбежать, там, где полегче... Ну, вот... как-то все это вместе».
Тем не менее, как мы видим в табл. 1, к настоящему моменту, через 8—12 лет после выпуска из школы, у 40% респондентов-выпускников уже имеется тот или иной опыт проживания за границей.
При этом, на вопрос о планах на проживание за границей, уже большинство выпускников прошлых лет заявили о наличии таких планов к настоящему времени (табл. 2).
Отметим, что на сегодняшний день декларируют наличие планов постоянного проживания за рубежом (эмиграция) 23% респондентов-выпускников, в то же время об отсутствии планов выезда за границу (для учебы, работы или постоянного проживания) так или иначе заявили только треть указанной группы респондентов. Здесь, так же уместно напомнить, что иногда изначальная ориентация на временное проживание в другой стране переходит в постоянную эмиграцию.
Таблица 1
Наличие опыта проживания за границей
| Количество, чел. | Количество, % |
Образование за границей | 7 | 12% |
Работа за границей | 14 | 24% |
Такого опыта нет | 35 | 60% |
Другое | 2 | 4% |
• «...Ну, изначально, когда я уезжала, я думала, что я вернусь, поработаю несколько лет, ну и, наверное, я бы вернулась... Ну, не знаю, просто так сложилась жизнь, что я встретила человека,