1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Клиническая и специальная психология»
Кафедра «Нейро- и патопсихологии»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Эмоционально-личностные особенности пациентов с генетически обусловленным нарушением опорно-двигательного аппарата»
Направление | 37.04.01 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Клиническая психология развития |
| (название магистерской программы) |
Студент | Романова О. В. |
Руководитель | д. п. н. Троицкая Л. А. |
Рецензент | к. п. н. Горячева Т. Г. |
Оппонент | д. м. н. Николаева Е. А. |
Москва, 2015
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Наличие соматических нарушений изменяет нормальный ход психического развития личности. Пациенты с генетическими заболеваниями с раннего возраста находятся в социальной ситуации развития, включающей частые госпитализации, отрыв от среды сверстников. В такой ситуации личность больного подвергается изменениям в мотивационной, эмоциональной сфере, происходит изменение в характере социальных контактов.Актуальность данного исследования связана с недостаточным количеством работ по оценке эмоционально-личностной сферы у детей с врожденными и наследственными синдромами. Работа с личностью больного, с его эмоциональным состоянием, самоотношением и внутренней картиной болезни является важной, особенно значима психологическая поддержка для категории людей, имеющих заболевания, не поддающиеся лечению, к которым относятся генетические заболевания опорно-двигательного аппарата.
Целью данной работы является изучение эмоционально-личностных особенностей пациентов, находящихся в стационаре и имеющих генетически-обусловленные нарушения опорно-двигательного аппарата, для последующего оказания наиболее эффективной психологической поддержки.
Объект — личность пациента с генетически-обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет — особенности эмоционально-личностной сферы пациента с генетически-обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
1) провести анализ особенностей личности пациента в ситуации хронического заболевания;
2) выявить особенности внутренних картин болезни и здоровья пациентов с хроническим течением болезни;
3) описать эмоционально-личностную сферу пациента в ситуации хронического заболевания;
34) проанализировать особенности «Я-концепции» пациентов, имеющих хронические заболевания;
5) определить особенности личности, сопутствующие генетическим нарушениям опорно-двигательного аппарата;
6) выявить особенности эмоциональной сферы пациентов с генетическим нарушением опорно-двигательного аппарата;
7) сформулировать методы психологической поддержки пациентов, находящихся в стационаре, с учётом особенностей, выявленных в ходе исследования.
Теоретической основой работы являются исследования Николаевой В. В. и Лурии Р. А., посвящённые изучению особенностей внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья, концепция К. Роджерса, описывающая понятие «Я-концепция» и работы Е. П. Ильина, посвященные изучению эмоций.
Гипотезы:
1) самоотношение пациентов с генетическими нарушениями опорно-двигательного аппарата отличается неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой в сравнении с условно здоровыми людьми;
2) самоотношение пациентов, имеющих генетические нарушения опорно-двигательного аппарата, характеризуется отстраненностью от собственных переживаниях;
3) эмоциональная сфера пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличается пониженным фоном настроения по сравнению со здоровыми сверстниками и характеризуется тенденцией к депрессивному состоянию;
4) для пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны сниженный уровень контактности и спонтанности поведения.
Методы исследования, используемые в работе — интервью, психодиагностические инструменты (самоактуализационый тест (САТ), самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»).
4 Эмпирическая база исследования. В эмпирических процедурах диссертационного исследования приняли участие 36 человек. Из них 16 человек (8 девочек, 8 мальчиков) составили экспериментальную группу — подростки, имеющие диагноз мышечная дистрофия и проходящие лечение в стационаре. 20 человек (14 девочек, 6 мальчиков) вошли в контрольную группу — не имеющие диагноз мышечная дистрофия, являющиеся относительно здоровыми.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, используемыми методами исследования, в соответствии с поставленными целями и задачами, использованием адекватных методов математической статистики.
Теоретическая значимость данного исследования связана с тем, что, несмотря на значительное число исследований, посвященных генетическим заболеваниям, до настоящего момента ряд проблем этой патологии с психологической позиции остается недостаточно изученным. Большая часть исследований, посвященных изучению личности пациентов с генетическими нарушениями, направлена на изучение когнитивной сферы. Вместе с тем анализ личности пациента, особенностей его эмоционального состояния является важной информацией, с помощью которой возможно прогнозирование дальнейшего развития личности, предупреждение и коррекция психологических трудностей.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть полезны врачам, психологам, работающим с данной категорией пациентов, для понимания и предупреждения потенциальных рисков и сложностей в работе с данной категорией пациентов, с учетом их эмоционально-личностных особенностей, а также социальным работникам, помогающим пациентам с данными нарушениями в условиях быта. В сфере изучения личности ребенка с наследственным синдромом, сопровождающимся поражением ЦНС, остро стоит проблема, связанная с получением знаний об ее эмоциональных проявлениях. Обоснованность
5исследования определяется пониманием того, развитие личности в ситуации болезни решает не сама болезнь, а ее социально-психологическая реализация.
Положения, выносимые на защиту:
Подростки, с диагнозом мышечная дистрофия имеют:
1) низкий уровень сензетивности к собственным переживаниям;
2) слабо выраженную эмоциональную возбудимость и интенсивность эмоций;
3) высокий уровень контроля над эмоциональными переживаниями;
4) сниженный уровень контактности;
5) низкий уровень самопринятия.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы (без приложений) составляет 62 страницы. Список литературы составляет 60 источников.
Во введении обосновывается актуальность и проблема исследования, определяются цель, задачи, объект, предмет, теоретические предпосылки, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Личность пациента с генетическим нарушением опорно-двигательного аппарата» теоретически прорабатывается объект и предмет исследования, описываются теоретические подходы к проблеме исследования.
Первая глава посвящена изучению феноменов внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья, особенностям динамики развития личности в онтогенезе в ситуации хронического заболевания на различных уровнях: самоотношения, эмоциональном и межличностном.
Особое внимание уделяется возможности обобщения и применения теоретической базы на исследуемую группу, подробно описан медицинский аспект генетического нарушения, включающий различные виды мышечной дистрофии и актуальные методы работы с заболеванием.
6 Во второй главе «Исследование эмоционально-личностных особенностей пациентов» представлена общая схема исследования, описываются методики и процедура исследования, статистическая обработка данных, обсуждаются результаты.
Для проведения исследования были выдвинуты эмпирическая цель и гипотеза.
Эмпирическая цель исследования — установление существенных различий в личностных особенностях между подростками с диагнозом мышечная дистрофия и здоровыми сверстниками.
Эмпирическая гипотеза:
Подросткам с диагнозом мышечная дистрофия в большей степени, чем здоровым сверстникам, присущи такие особенности личности как: сниженный эмоциональный фон, отстраненность от собственных переживаний, низкий уровень самоактуализации, контактности, самоотношение характеризуется неадекватностью оценки.
Были выделены следующие независимые переменные: наличие диагноза мышечная дистрофия, степень выраженности заболевания. К зависимым переменным относятся: уровень самооценки, причастность к собственным переживаниям болезни, гибкость и спонтанность поведения, эмоциональный фон настроения и качество социальных контактов. Выделены следующие контролируемые переменные: возраст, наличие диагноза мышечная дистрофия.
Этапы и процедура исследования:
1. Формирование выборки экспериментальной и контрольной групп.
2. Выбор методик, чувствительных к личностным изменениям под влиянием заболевания.
3. Проведение методик «Самоактуализационный тест» и самооценочный тест «Характеристики эмоциональности».
4. Обработка полученных данных статистическими методами.