Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Клиническая и специальная психология»

Кафедра «Нейро- и патопсихологии»

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра

«Эмоционально-личностные особенности пациентов с генетически обусловленным нарушением опорно-двигательного аппарата»

 

Направление

37.04.01

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Клиническая психология развития

 

(название магистерской программы)

 

Студент

Романова О. В.

Руководитель

д. п. н. Троицкая Л. А.

Рецензент

к. п. н. Горячева Т. Г.

Оппонент

д. м. н. Николаева Е. А.

Москва, 2015

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Наличие соматических нарушений изменяет нормальный ход психического развития личности. Пациенты с генетическими заболеваниями с раннего возраста находятся в социальной ситуации развития, включающей частые госпитализации, отрыв от среды сверстников. В такой ситуации личность больного подвергается изменениям в мотивационной, эмоциональной сфере, происходит изменение в характере социальных контактов.Актуальность данного исследования связана с недостаточным количеством работ по оценке эмоционально-личностной сферы у детей с врожденными и наследственными синдромами. Работа с личностью больного, с его эмоциональным состоянием, самоотношением и внутренней картиной болезни является важной, особенно значима психологическая поддержка для категории людей, имеющих заболевания, не поддающиеся лечению, к которым относятся генетические заболевания опорно-двигательного аппарата.

Целью данной работы является изучение эмоционально-личностных особенностей пациентов, находящихся в стационаре и имеющих генетически-обусловленные нарушения опорно-двигательного аппарата, для последующего оказания наиболее эффективной психологической поддержки.

Объект — личность пациента с генетически-обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предмет — особенности эмоционально-личностной сферы пациента с генетически-обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

1) провести анализ особенностей личности пациента в ситуации хронического заболевания;

2) выявить особенности внутренних картин болезни и здоровья пациентов с хроническим течением болезни;

3) описать эмоционально-личностную сферу пациента в ситуации хронического заболевания;

3

4) проанализировать особенности «Я-концепции» пациентов, имеющих хронические заболевания;

5) определить особенности личности, сопутствующие генетическим нарушениям опорно-двигательного аппарата;

6) выявить особенности эмоциональной сферы пациентов с генетическим нарушением опорно-двигательного аппарата;

7) сформулировать методы психологической поддержки пациентов, находящихся в стационаре, с учётом особенностей, выявленных в ходе исследования.

Теоретической основой работы являются исследования Николаевой В. В. и Лурии Р. А., посвящённые изучению особенностей внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья, концепция К. Роджерса, описывающая понятие «Я-концепция» и работы Е. П. Ильина, посвященные изучению эмоций.

Гипотезы:

1) самоотношение пациентов с генетическими нарушениями опорно-двигательного аппарата отличается неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой в сравнении с условно здоровыми людьми;

2) самоотношение пациентов, имеющих генетические нарушения опорно-двигательного аппарата, характеризуется отстраненностью от собственных переживаниях;

3) эмоциональная сфера пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличается пониженным фоном настроения по сравнению со здоровыми сверстниками и характеризуется тенденцией к депрессивному состоянию;

4) для пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата характерны сниженный уровень контактности и спонтанности поведения.

Методы исследования, используемые в работе — интервью, психодиагностические инструменты (самоактуализационый тест (САТ), самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»).

4

Эмпирическая база исследования. В эмпирических процедурах диссертационного исследования приняли участие 36 человек. Из них 16 человек (8 девочек, 8 мальчиков) составили экспериментальную группу — подростки, имеющие диагноз мышечная дистрофия и проходящие лечение в стационаре. 20 человек (14 девочек, 6 мальчиков) вошли в контрольную группу — не имеющие диагноз мышечная дистрофия, являющиеся относительно здоровыми.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, используемыми методами исследования, в соответствии с поставленными целями и задачами, использованием адекватных методов математической статистики.

Теоретическая значимость данного исследования связана с тем, что, несмотря на значительное число исследований, посвященных генетическим заболеваниям, до настоящего момента ряд проблем этой патологии с психологической позиции остается недостаточно изученным. Большая часть исследований, посвященных изучению личности пациентов с генетическими нарушениями, направлена на изучение когнитивной сферы. Вместе с тем анализ личности пациента, особенностей его эмоционального состояния является важной информацией, с помощью которой возможно прогнозирование дальнейшего развития личности, предупреждение и коррекция психологических трудностей.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть полезны врачам, психологам, работающим с данной категорией пациентов, для понимания и предупреждения потенциальных рисков и сложностей в работе с данной категорией пациентов, с учетом их эмоционально-личностных особенностей, а также социальным работникам, помогающим пациентам с данными нарушениями в условиях быта. В сфере изучения личности ребенка с наследственным синдромом, сопровождающимся поражением ЦНС, остро стоит проблема, связанная с получением знаний об ее эмоциональных проявлениях. Обоснованность

5

исследования определяется пониманием того, развитие личности в ситуации болезни решает не сама болезнь, а ее социально-психологическая реализация.

Положения, выносимые на защиту:

Подростки, с диагнозом мышечная дистрофия имеют:

1) низкий уровень сензетивности к собственным переживаниям;

2) слабо выраженную эмоциональную возбудимость и интенсивность эмоций;

3) высокий уровень контроля над эмоциональными переживаниями;

4) сниженный уровень контактности;

5) низкий уровень самопринятия.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы (без приложений) составляет 62 страницы. Список литературы составляет 60 источников.

Во введении обосновывается актуальность и проблема исследования, определяются цель, задачи, объект, предмет, теоретические предпосылки, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Личность пациента с генетическим нарушением опорно-двигательного аппарата» теоретически прорабатывается объект и предмет исследования, описываются теоретические подходы к проблеме исследования.

Первая глава посвящена изучению феноменов внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья, особенностям динамики развития личности в онтогенезе в ситуации хронического заболевания на различных уровнях: самоотношения, эмоциональном и межличностном.

Особое внимание уделяется возможности обобщения и применения теоретической базы на исследуемую группу, подробно описан медицинский аспект генетического нарушения, включающий различные виды мышечной дистрофии и актуальные методы работы с заболеванием.

6

Во второй главе «Исследование эмоционально-личностных особенностей пациентов» представлена общая схема исследования, описываются методики и процедура исследования, статистическая обработка данных, обсуждаются результаты.

Для проведения исследования были выдвинуты эмпирическая цель и гипотеза.

Эмпирическая цель исследования — установление существенных различий в личностных особенностях между подростками с диагнозом мышечная дистрофия и здоровыми сверстниками.

Эмпирическая гипотеза:

Подросткам с диагнозом мышечная дистрофия в большей степени, чем здоровым сверстникам, присущи такие особенности личности как: сниженный эмоциональный фон, отстраненность от собственных переживаний, низкий уровень самоактуализации, контактности, самоотношение характеризуется неадекватностью оценки.

Были выделены следующие независимые переменные: наличие диагноза мышечная дистрофия, степень выраженности заболевания. К зависимым переменным относятся: уровень самооценки, причастность к собственным переживаниям болезни, гибкость и спонтанность поведения, эмоциональный фон настроения и качество социальных контактов. Выделены следующие контролируемые переменные: возраст, наличие диагноза мышечная дистрофия.

Этапы и процедура исследования:

1. Формирование выборки экспериментальной и контрольной групп.

2. Выбор методик, чувствительных к личностным изменениям под влиянием заболевания.

3. Проведение методик «Самоактуализационный тест» и самооценочный тест «Характеристики эмоциональности».

4. Обработка полученных данных статистическими методами.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/RomanovaOV_2015/ROu-ma-008.htm