Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образовании»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Стратегии группового взаимодействия у старшеклассников с повышенной мотивацией к изучению гуманитарных дисциплин»

название ВКР

 

Руководитель магистерской программы

Юркевич В. С.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Наумов Л. А.

Студент

Фалько А. П.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

Актуальность. Ключевыми тенденциями развития современного мира выступают стремительная глобализация, усиление гиперконкуренции, сверхбыстрая смена технологий, развитие сети интернет, социальная самоорганизация на всех уровнях. В этих условиях растет потребность в развитии у молодого поколения компетенций XXI века, таких как: установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности; готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; высокая социальная активность; требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность; способность быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. Эти тенденции получили отражение во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), реализация которых — приоритетная задача системы образования.

Одна из особенностей ФГОС — это переход от парадигмы ЗУН (знания, умения и навыки) — к парадигме вариативного, развивающего, смыслового образования. Что в свою очередь предполагает развитие у учащихся умения работать с большими объемами информации; коммуникативные компетенции; креативность; способность переобучаться. В рамках юношеского возраста формирование коммуникативных компетенций учащихся в ряду указанных компетенций можно считать ключевой, учитывая важность межличностного общения и группового взаимодействия для личностного развития старшеклассников.

В последнее время наблюдается рост интереса к проблеме коммуникативных компетенций у учащихся, что, с нашей точки зрения

3

обусловлено следующими факторами. Динамично расширяется коммуникативное пространство современного человека, что ведет к росту значимости его умения взаимодействовать с другими людьми. Развитие электронных систем связи сети интернет повышает интенсивность коммуникативных взаимодействий. Важно отметить, что проблеме коммуникативных компетенций уделяется внимание в «Стратегии модернизации содержания образования» МО РФ, где подчеркивается, что важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Таким образом, развитие коммуникативных компетенций у старшеклассников становится приоритетным направлением исследовательской работы.

Определение содержания коммуникативных компетенций приводится в работах многих ученых: И. А. Зимней, И. М. Осмоловской, Б. Спицберга, Ю. В. Суховершиной, Л. Л. Федоровой, А. В. Хуторского и др. Несмотря на различие подходов к определению содержания коммуникативных компетенций, все авторы включают в него умения и навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, готовность и способность к сотрудничеству, эффективному взаимодействию, толерантность. Согласно современным исследованиям (В. И. Байденко, М. В. Ларионова, Г. П. Рябов, Н. А. Селезнева и др.), в перечень затребуемых работодателями компетенций входят: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т. д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям. Авторы отмечают, что формирование указанных компетенций по-прежнему остается проблемой

4

современного образования. С нашей точки зрения, одним из путей решения этой проблемы может быть использование для развития коммуникативной компетентности старшеклассников различных форм исследовательской работы в рамках дополнительного образования (проекты, конференции и т. п.)

Модернизация образования в современной России одним из приоритетов ставит включение исследовательского и творческого компонентов в традиционную систему образования. Обучение через науку, в основе которого лежит исследовательская деятельность школьников, позволяет наиболее полно и своевременно реализовать и обеспечить развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков учащихся образовательных учреждений.

Исследовательской деятельности учащихся посвящен целый ряд работ С. В. Абрамовой, С. И. Архангельского, Г. К. Веселовой, Л. П. Гурьевой, А. И. Иванова, Е. Н. Кикоть, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, А. В. Леонтовича, Е. М. Муравьева, В. С. Мухиной, А. М. Новикова, П. И. Пидкасистого, Л. А. Худяковой, Е. А. Шашенковой и других.

Важными формами исследовательской деятельности учащихся являются конференции, проекты и пр. В настоящее время все больше старшеклассников принимают участие в совместных конференциях, исследованиях, проектах. Можно упомянуть такие известные как: всероссийская в Обнинске «Юность. Наука. Культура», московская городская «Человек и Общество», конференция «Вышгород» и др.

Участие в исследовательских проектах дает возможность ученикам обмениваться опытом, наработками каждого из учебных заведений. Для будущей адаптации в рамках Высшего образования, где группы обучения формируются не только из разных школ, но и из разных городов — подобный опыт дает возможность более оперативного и удобного взаимодействия для будущих учебных и научных исследований. В то же время на подобного рода

5

мероприятиях не всегда должное внимание уделяется формированию у старшеклассников эффективных стратегий группового взаимодействия.

Таким образом, существует противоречие между важностью формирования у старшеклассников эффективных стратегий группового взаимодействия, выступающих ключевым компонентом коммуникативных компетенций, и недостаточным вниманием к организации группового взаимодействия старшеклассников. Решение возникающей в связи с этим проблемы, с нашей точки зрения, в частности предполагает более активное использование для развития коммуникативных компетенций старшеклассников возможностей научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках дополнительного образования, в частности в рамках ученических конференций гуманитарного профиля.

Таким образом, при разработке и проведении ученических конференций гуманитарного профиля необходимо создание условий для успешной осмысленной групповой деятельности старшеклассников, в которой учащиеся будут приобретать опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своей коммуникативной деятельности. А это, в свою очередь, требует достоверных психологических данных о используемых старшеклассниками стратегиях группового взаимодействия и о их эффективности при групповой работе на ученических конференциях гуманитарного профиля.

Объект исследования — стратегии группового взаимодействия старшеклассников в исследовательской деятельности.

Предмет исследования — стратегии группового взаимодействия старшеклассников в рамках проведения ученических исследовательских конференций гуманитарного профиля

Цель исследования — изучение взаимосвязей коммуникативных стратегий старшеклассников с успешностью их группового взаимодействия в

6

рамках проведения ученических исследовательских конференций гуманитарного профиля.

Гипотеза исследования — успешному групповому взаимодействию старшеклассников в рамках гуманитарных исследовательских конференциях способствуют коммуникативная толерантность, низкая выраженность негативной коммуникативной установки, стратегия компетентного взаимодействия на равных и ориентация на сотрудничество в конфликтных ситуациях.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность группового взаимодействия и его особенности у старшеклассников.

2. Проанализировать коммуникативные компетенции старшеклассников как условие формирования эффективных стратегий группового взаимодействия.

3. Провести анализ исследовательской деятельности старшеклассников в гуманитарной сфере и ее возможностей для развития коммуникативных компетенций.

4. С помощью анкетирования выявить эффективность группового взаимодействия старшеклассников в рамках исследовательской ученической гуманитарной конференции.

5. В ходе психодиагностического обследования старшеклассников выявить выраженность у них стратегий поведения в конфликте, коммуникативной установки и коммуникативных умений.

6. Выявить взаимосвязь коммуникативных стратегий старшеклассников с успешностью их группового взаимодействия в рамках проведения ученических исследовательских конференций гуманитарного профиля (с помощью корреляционного анализа).

7. Разработать практические рекомендации педагогам по развитию у старшеклассников эффективных стратегий группового взаимодействия в рамках исследовательских ученических конференций гуманитарного профиля.

7

Испытуемые.

В исследовании приняли участие учащиеся 9—11 классов 4-х московских гимназий — 1505, 1514, «Интеллектуал», «Филипповская гимназия», в количестве 45 человек (20 юношей и 25 девушек), в возрасте 15—17 лет.

База исследования.

Базой нашего исследования выступила исследовательская ученическая гуманитарная конференция в Царском Селе.

Методы исследования.

1. Библиографический.

2. Анкетирование.

3. Тестирование.

4. Статистический анализ данных.

Методики исследования.

1. Анкета для выявления эффективности группового взаимодействия старшеклассников.

2. Тест для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) [57].

3. Методика диагностики коммуникативной установки (В. В. Бойко) [57].

4. Тест коммуникативных умений Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) [57].

Методы статистической обработки данных.

Для выявления взаимосвязей коммуникативных стратегий старшеклассников с успешностью их группового взаимодействия в рамках проведения ученических исследовательских конференций гуманитарного

8

профиля использовался корреляционный анализ. Для расчета коэффициентов ранговой корреляции Спирмена использовался компьютерный статистический пакет STATISTICA.

Научная новизна исследования определяется теоретическим анализом особенностей группового взаимодействия в рамках ученических гуманитарных конференций.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении эффективных стратегий группового взаимодействия старшеклассников в рамках гуманитарных ученических конференций.

Практическая значимость работы связана с тем, что полученные в работе данные могут быть использованы для психологического сопровождения учащихся и педагогов в рамках проведения гуманитарных конференций, с целью повышения профессиональной компетенции учителей и развития коммуникативных компетенций старшеклассников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, основная гипотеза, обосновывается теоретико-методологическая и эмпирическая база.

Первая глава — «Теоретические подходы к проблеме группового взаимодействия старшеклассников в рамках исследовательских конференций гуманитарного профиля» посвящена анализу литературы по теме исследования.

Групповая деятельность — сфера выявления возможностей личности старшеклассника, проявления его индивидуальности, а также как среда, в которой формируется личность под воздействием идей, ценностей и социальных норм.

9

Включенность молодого человека в группу сверстников обусловлена повышенной потребностью общения и поиском референтной группы. В этой связи включение старшеклассников в исследовательскую групповую деятельность гуманитарного характера (в частности, в рамках ученических конференций) рассматривается нами как способ удовлетворения этой потребности в рамках конструктивной и продуктивной деятельности, в группах с социально значимыми установками.

Групповое взаимодействие сопряжено с противоречиями и возникающими на их основе конфликтами. Конфликт оказывает как конструктивное, так и деструктивное воздействие на группу и личность. Конструктивность конфликта во многом определяется характером поведения личности в конфликте, стратегией ее поведения в конфликтной ситуации.

Реакция личности на конфликт может быть различной и проявляться в «выборе» определённых стилей взаимодействия: соперничества, сотрудничества, избегания, компромисса и приспособления, при этом, как правило, у каждого человека существует свой профиль поведенческих реакций с преобладанием одного или нескольких стилей.

Наиболее эффективной формой реагирования на конфликт является способность к равномерному использованию всех стратегий поведения при необходимости, что обеспечивает пластичность поведения и быструю социальную адаптацию. Выбор оптимальной стратегии поведения человека в конфликте обусловлен различными факторами, связанными как ситуаций и внешними обстоятельствами, так и с особенностями личности участников конфликта.

Формирование ключевых компетенций старшеклассников является актуальной проблемой современного образования. С точки зрения организации групповой деятельности старшеклассников наиболее близким является определение компетенций А. В. Хуторского: «Компетенция ... совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/FalkoAP_2015/FSg-ma-017.htm