1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет консультативной и клинической психологии
Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии
АВТОРЕФЕРАТ
магистерской диссертации
«Нарративная практика в процессе адаптации персонала организации к корпоративной культуре»
Направление 030300.68 — Психология
Магистерская программа — Консультативная психология
Руководитель | Преображенская А. О. |
Консультант | Копьев А. Ф. |
Студент | Васильева Е. И. |
Москва, 2014
2 Введение
Актуальность. Данное исследование напрямую связано с происходящим переходом психологии как науки к неклассическим формам. Пересмотр неклассической психологией проблем и методов изучения, когда нет отделенности экспериментатора от испытуемого, внимание к социальному контексту и социальному воздействию на субъект дает новый поворот к изучению социальной структуры и взаимосвязей современного общества в его глобальном осмыслении.
Это связано с определенным разочарованием в естественнонаучной парадигме, общем пересмотре идеалов научности и постепенным отказом от идей позитивизма наблюдается не только в психологии и других так называемых гуманитарных науках, но и, например, в физике. Во многом это связано также со все большим признанием «гуманитарной психологии» и работами авторов в рамках культурно-исторической критики, согласно которой научные идеалы и соответствующие методологии являются ни чем иным как определенными дискурсивными практиками, сложившимися в определенных культурно-исторических условиях.
Все эти тенденции обусловили обращение психологов к использованию нарратива как научного подхода и методологического принципа с реализацией конкретно-исследовательских методов для познания человека и социума. Примером одной из социальных практик может служить такое явление как корпоративная культура, которая рассматривается через призму нарративной практики как доминирующая история.
Исследование напрямую связано с вопросами организационной психологии и менеджмента, которые рассматривают кадровый ресурс как один из основных в структуре организации. В настоящее время за рубежом с 70—80-х годов ХХ века ведутся практические исследования, посвященные эффективности работы сотрудников, которые связаны с изучением повышения мотивации деятельности и переходом от восприятия человека как некоего механического приспособления в машине организации к работнику как ценности в данной организации. Работы о включенности работника в
3организационную среду и культуру в разрезе удовлетворения потребностей и ценностей, в том числе и рассматриваемые с точки зрения вопросов адаптации являются мейнстримом современной организационной психологии за рубежом. Вместе с тем также стоит отметить, что в большинстве работ отечественных авторов преобладает утилитарный и механический подход к пониманию включенности работника в организационную среду. Полагаем, что это соответствует действительному состоянию российских бизнес-структур и организаций вне зависимости от организационного типа структуры и формы собственности.
Основная проблема исследования связана со спецификой использования нарративной практики в процессе адаптации персонала организации к корпоративной культуре. В настоящее время мы отмечаем недостаточное осмысление в зарубежной и российской научной мысли, как со стороны философии, так и со стороны психологии понятия «нарративной практики» и ее воздействия на участников коммуникации.
Социальный контекст, внимание к проблемам «доминирования» и «власти» делают возможной работу нарративного практика в рамках организации. В нарративной практике считается, что многие так называемые психологические проблемы имеют социальную подоплеку, а в современном обществе есть тенденция к «психологизации», то есть к тому, что причины страдания человека считаются именно и исключительно психологическими. Тем самым человеку передается индивидуальная ответственность за решение этих проблем, в то время как сложившийся социальный порядок может оставаться неизменным. В связи с этим пониманием нарративную практику можно рассматривать как критическую психотерапию или социальную работу.
Степень теоретической разработанности проблемы в первую очередь связана с отсутствием общей теории нарративной практики и нарративного направления как такового. Существующие теоретические предположения обладают концептуальной неопределенностью и отсутствием
4общего категориального аппарата в различных дисциплинах, школах и направлениях. В рамках дисциплинарных и междисциплинарных исследований накоплен значительный багаж знаний, однако существующий эмпирический опыт не позволяет создать общие философские и психологические обоснования под разрозненные исследования различных направлений. Во многом это связано с различным пониманием одних и те же терминов, явлений, а соответственно, различные исследователи выводят отличные друг от друга посылки для построения теоретического базиса. Теория нарративной практики основана на исследованиях и положениях таких общественных дисциплин как психология, философия, социология и культурология. Несмотря на принадлежность исследований к разным гуманитарным наукам, можно выделить основные тенденции в понимании нарратива, которые приводят к изменениям трактовок, и, в том числе, к пересмотру методологической основы.
Исследование нарративной практики через призму корпоративной культуры позволяет выявить определенные особенности через осмысление культуры как доминирующей истории. Существует достаточно большое количество литературы, освещающий проблему «нарратива» и применения нарративных практик, начиная с литературоведения, исследования языковых игр и самого языка как отправной точки до попытки философского методологического переосмысления науки в целом и феномена нарративизации научного знания. В то же время проблема использования нарративной практики в рамках корпоративной культуры для социально-психологической адаптации персонала до настоящего времени не являлась предметом специального осмысления.
По структуре магистерская диссертация представляет несколько взаимосвязанных между собой принципиальных смысловых блоков. Первый блок связан с анализом понятия «адаптация» в различных психологических школах и направлениях, второй блок посвящен исследованию понятия «нарратив» и возможности применения нарративной практики в
5организационной психологии. Третья часть представляет собой изложение проведенного эмпирического исследования.
Методологическую основу исследования составляют психотехнический подход (Л. С. Выготский, А. А. Пузырей, В. Е. Василюк) и теория социального конструкционизма (К. Джерден, Р. Харре, В. Барр).
Основные разработки нарративной практики в психотерапии будут рассматриваться на примере работ М. Уайта, Дж. Брунера, Д. Эпстона, Х. Фокса, Дж. С. Говарда, Э. Моргана. В отечественной практике — работы Е. С. Жорняк, О. А. Карпачевой, В. В. Москвичева, Г. П. Александровой, Е. С. Калмыковой.
Объектом исследования являются опыт переживания процесса «адаптации», возможность применения нарративной практики в процессе адаптации персонала.
Предметом исследования является нарративная практика как процесс психологического консультирования.
Цель исследования заключается в выявлении специфики и перспектив нарративной практики в процессе социально-психологической адаптации персонала организации к корпоративной культуре.
На материале рассказов о вхождении в корпоративную среду и работе в организации предполагается описать феномен адаптации, выявить его этапы и исследовать возможности применения нарративной практики.
Теоретическими задачами исследования является выявление степени разработанности понятия «адаптация» и «нарратив», обзор возможных перспектив этого понимания в трудах отечественных и зарубежных авторов, уточнение специфики понимания в организационной психологии.
Основная гипотеза: использование нарративной практики способствует адаптации работников к корпоративной культуре.
Частная гипотеза связана с предположением о существовании ряда отличительных черт и ограничений применения нарративной практики в
6процессе адаптации персонала. Переживание адаптации будет связано с фиксацией разрыва между доминирующей историей (корпоративной культурой) и личным нарративом человека, адаптация будет нацелена на возникновение динамического баланса между двумя этими системами. Доминирующие истории будут определять образ поведения, отношений и других коммуникаций в рамках определенной корпоративной культуры, существующей в организации.
Экспериментальные задачи исследования:
— Провести эмпирическое исследование для описания феномена «адаптации»;
— Исследовать специфику адаптации персонала в различных корпоративных культурах;
— Выявить возможности применения нарративной практики для социально-психологической адаптации персонала к корпоративной культуре.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали четыре государственные организации и коммерческие компании.
Выборка. В исследовании приняли участие 8 работников крупных государственных и коммерческих структур. Среди особенностей выборки следует отметить специфические особенности интервьюируемых: готовность к сотрудничеству (обсуждению процесса адаптации), способность к рефлексии, хорошая способность к вербализации.
Дизайн исследования предполагал использование качественных методов. В рамках исследования были проведены установочные полуструктурированные предметно-сфокуссированное нарративное emic-интервью. Целью полуструктурированного интервью являлась фиксация процесса адаптации в эмоциональном опыте человека. В фокусе внимания находился сам процесс адаптации. Результатом интервью стало описание разных отношений, в том числе между доминирующими историями в корпоративной культуре и личной историей интервьюера, фиксация динамики позиционирования себя и организации.