Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Исследование структуры ценностей современных подростков
в контексте детско-родительских отношений»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Красило Д. А.

Студент

Маслова Д. Д.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

Тенденция, характеризующая в последнее время развитие психологической науки — это возросший интерес к исследованиям содержательных особенностей индивидуального сознания личности. В ситуации существенных изменений социальных стереотипов и наличия новых социальных и культурных тенденций проблемы формирования структур индивидуального сознания приобретают первостепенную важность.

Новообразования старшего подросткового возраста тесно связаны с происходящими социальными изменениями, которые определяют динамику процесса социализации. В сложившейся ситуации происходящих изменений в социальной жизни от индивида требуется одновременного проявления двух взаимно-обратных индивидуально-психологических особенностей — социальной лабильности, обеспечивающей адаптацию к постоянно изменяющемуся миру, и развитой социальной идентичности, создающей ту внутреннюю опору, которая служит отправной точкой личностного и социального самоопределения. Процесс социального конструирования реальности требует от человека выбора определенной социальной позиции, а также способа действия на основе сформированной у него структуры ценностей.

Актуальность темы исследования определяется тем, что Россия в XXI столетии переживает процессы глобальной перестройки. Разрушение системы общественных ценностей выступает сильнейшим дестабилизи-рующим фактором. Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение стабилизирующего назначения. Становясь ценностями людей, они входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения.

Неизбежная в условиях изменения существующих устоев переоценка ценностей в наибольшей степени проявляются в сознании подростков. Подростки постоянно находятся в фокусе внимания исследователей, поскольку они являются индикатором происходящих в обществе перемен. Среди подростков усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет преступность, опережая

3

темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Представляется важным выяснить психологические особенности ценностей современных подростков и то, каким образом можно воздействовать на формирование их ценностей.

В нашем исследовании поставлена цель — выявить особенности структуры ценностей старших подростков в контексте восприятия ими детско-родительских отношений.

Объект: структура ценностей в старшем подростковом возрасте.

Предмет: структура ценностей старших подростков с разными типами детско-родительских отношений.

Гипотеза: типы детско-родительских отношений связаны с особенностями структуры ценностей в старшем подростковом возрасте.

Частные гипотезы заключаются в следующем:

1. Позитивное общение и принятие родителями в наибольшей степени связаны с ценностями активной жизнедеятельности и самореализации, а также высокой направленностью на взаимоотношения с окружающими.

2. Предоставление автономии подросткам может быть связано как с ценностями самостоятельности, их активностью и достижениями, так и с направленностью на индивидуализм, стремлению к облегченным способам жизнедеятельности.

3. Требовательность родителей связана с ценностью конформности, более высокой учебной мотивацией и ответственностью подростка.

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) разработать методологический аппарат исследования;

3) подобрать диагностический инструментарий исследования;

4) проверить, подтверждаются ли выдвинутые гипотезы;

5) выявить и исследовать особенности ценностей подростков с различными типами детско-родительских отношений;

4

6) сделать соответствующие выводы и разработать предложения по использованию полученных результатов.

Методологической основой исследования являются культурно-историческая теория Л. С. Выготского, положения деятельностного подхода к изучению сознания, разработанные в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, работы по изучению ценностей А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной, Н. А. Журавлевой, В. В. Знакова, Н. М. Лебедевой и др., теория динамических отношений между ценностными типами Ш. Шварца, а также работы Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис, А. Я. Варги, Е. О. Смирновой и др.

Под личностными ценностями понимаем убеждения личности в значимости (важности) окружающей социальной действительности, интериоризированные в процессе социализации.

Для исследования структуры ценностей нами были подобраны и использованы следующие методики:

1) методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности;

2) тест «Аксиологическая направленность школьников» Капцова А. В.;

3) методика «Пословицы» Петровой С. М.;

Для исследования типов детско-родительских отношений были использованы методики:

1) «Взаимодействие родитель — ребенок» И. М. Марковской (вариант для подростков);

2) «Родителей оценивают дети» И. А. Фурманова и И. А. Аладьина.

Для решения задачи по выявлению различий в уровне ценностей с учетом гендерной принадлежности использовался критерий Манна — Уитни. Наличие взаимосвязей между ценностями подростков и типами детско-родительских отношений проверялось с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

База исследования. Исследование проводилось в 2014 году. Экспериментальной базой выступила МОУ СОШ № 7 с углубленным

5

изучением отдельных предметов г. Серпухова Московской области. В опросе участвовали ученики 9—11 классов.

Характеристика выборки испытуемых. В исследовании приняло участие 98 человек, 51 девочка и 47 мальчиков. Девочек из полных семей — 36, из неполных — 15. Мальчиков из полных семей — 31, из неполных — 16.

Исследования по проблеме. Среди семейных факторов относительно хорошо изучены такие, как: полнота семьи, число членов, социальная позиция, лидерство — зависимость родителей, психопатологические особенности родителей. Работ, посвященных исследованию таких факторов, которые гораздо труднее учитывать, как, например, воздействие типов детско-родительских отношений на развитие различных аспектов личности подростков, относительно мало.

Исследователи рассматривали проблему формирования ценностей в условиях детского дома, девиантных подростков, у подростков, являющихся единственным ребенком в семье, исследовали особенности ценностей подростков из различных социальных слоев, сравнивали ценности родителей и подростков, ставили проблему изучения педагогических воздействий на развитие ценностей подростков. Проблема исследования особенностей структуры ценностей старших подростков с разными типами детско-родительских отношений поставлена в нашем исследовании впервые.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по результатам исследования были сформулированы выводы и разработаны рекомендации для родителей подростков. Выявленные взаимосвязи между ценностями подростков и типами детско-родительских отношений могут найти применение в практике психокоррекционной работы, психологическом консультировании, а также использованы учителями и психологами для работы с родителями подростков.

Исследование намечает один из возможных подходов к изучению влияния семейного воспитания на особенности формирования структуры личностных ценностей подростков. Полученные данные отражают текущее

6

состояние структуры ценностей современных подростков с разными типами детско-родительских отношения и могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлена исходными методологическими принципами, репрезентативностью выборки и использованием совокупности апробированных методик, соответствующих целям и задачам исследования, применением методов математической статистики при обработке полученных эмпирических данных.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы включает в себя 70 наименований, из них 3 на английском языке. В приложениях представлены методические материалы исследования, расшифровки шкал, результаты первичной обработки эмпирических данных и корреляционные плеяды.

В первой главе работы дан теоретический обзор понятия ценностей как одной из важнейших проблем современности, которая стоит на стыке философии, социологии и психологии.

Возникнув на стыке общепсихологической теории установки и философской концепции ценностей, понятие ценности не получило однозначной трактовки среди психологов, социологов и философов.

В различных исследованиях как понятие ценности, так и ценностные ориентации употребляются как равнозначные. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп.

Система ценностей представляет собой динамическое образование, которое изменяется в течение жизни человека, является важным показателем сложившейся личности, в которой увязаны между собой неосознаваемые влечения, способные, в той или иной мере, влиять на человеческое

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/MaslovaDD-2015/MIs-ma-015.htm