1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Исследование структуры ценностей современных подростков
в контексте детско-родительских отношений»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Красило Д. А. |
Студент | Маслова Д. Д. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Тенденция, характеризующая в последнее время развитие психологической науки — это возросший интерес к исследованиям содержательных особенностей индивидуального сознания личности. В ситуации существенных изменений социальных стереотипов и наличия новых социальных и культурных тенденций проблемы формирования структур индивидуального сознания приобретают первостепенную важность.
Новообразования старшего подросткового возраста тесно связаны с происходящими социальными изменениями, которые определяют динамику процесса социализации. В сложившейся ситуации происходящих изменений в социальной жизни от индивида требуется одновременного проявления двух взаимно-обратных индивидуально-психологических особенностей — социальной лабильности, обеспечивающей адаптацию к постоянно изменяющемуся миру, и развитой социальной идентичности, создающей ту внутреннюю опору, которая служит отправной точкой личностного и социального самоопределения. Процесс социального конструирования реальности требует от человека выбора определенной социальной позиции, а также способа действия на основе сформированной у него структуры ценностей.
Актуальность темы исследования определяется тем, что Россия в XXI столетии переживает процессы глобальной перестройки. Разрушение системы общественных ценностей выступает сильнейшим дестабилизи-рующим фактором. Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение стабилизирующего назначения. Становясь ценностями людей, они входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения.
Неизбежная в условиях изменения существующих устоев переоценка ценностей в наибольшей степени проявляются в сознании подростков. Подростки постоянно находятся в фокусе внимания исследователей, поскольку они являются индикатором происходящих в обществе перемен. Среди подростков усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет преступность, опережая
3темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Представляется важным выяснить психологические особенности ценностей современных подростков и то, каким образом можно воздействовать на формирование их ценностей.
В нашем исследовании поставлена цель — выявить особенности структуры ценностей старших подростков в контексте восприятия ими детско-родительских отношений.
Объект: структура ценностей в старшем подростковом возрасте.
Предмет: структура ценностей старших подростков с разными типами детско-родительских отношений.
Гипотеза: типы детско-родительских отношений связаны с особенностями структуры ценностей в старшем подростковом возрасте.
Частные гипотезы заключаются в следующем:
1. Позитивное общение и принятие родителями в наибольшей степени связаны с ценностями активной жизнедеятельности и самореализации, а также высокой направленностью на взаимоотношения с окружающими.
2. Предоставление автономии подросткам может быть связано как с ценностями самостоятельности, их активностью и достижениями, так и с направленностью на индивидуализм, стремлению к облегченным способам жизнедеятельности.
3. Требовательность родителей связана с ценностью конформности, более высокой учебной мотивацией и ответственностью подростка.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) разработать методологический аппарат исследования;
3) подобрать диагностический инструментарий исследования;
4) проверить, подтверждаются ли выдвинутые гипотезы;
5) выявить и исследовать особенности ценностей подростков с различными типами детско-родительских отношений;
46) сделать соответствующие выводы и разработать предложения по использованию полученных результатов.
Методологической основой исследования являются культурно-историческая теория Л. С. Выготского, положения деятельностного подхода к изучению сознания, разработанные в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, работы по изучению ценностей А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной, Н. А. Журавлевой, В. В. Знакова, Н. М. Лебедевой и др., теория динамических отношений между ценностными типами Ш. Шварца, а также работы Э. Эйдемиллера, В. Юстицкис, А. Я. Варги, Е. О. Смирновой и др.
Под личностными ценностями понимаем убеждения личности в значимости (важности) окружающей социальной действительности, интериоризированные в процессе социализации.
Для исследования структуры ценностей нами были подобраны и использованы следующие методики:
1) методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности;
2) тест «Аксиологическая направленность школьников» Капцова А. В.;
3) методика «Пословицы» Петровой С. М.;
Для исследования типов детско-родительских отношений были использованы методики:
1) «Взаимодействие родитель — ребенок» И. М. Марковской (вариант для подростков);
2) «Родителей оценивают дети» И. А. Фурманова и И. А. Аладьина.
Для решения задачи по выявлению различий в уровне ценностей с учетом гендерной принадлежности использовался критерий Манна — Уитни. Наличие взаимосвязей между ценностями подростков и типами детско-родительских отношений проверялось с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
База исследования. Исследование проводилось в 2014 году. Экспериментальной базой выступила МОУ СОШ № 7 с углубленным
5изучением отдельных предметов г. Серпухова Московской области. В опросе участвовали ученики 9—11 классов.
Характеристика выборки испытуемых. В исследовании приняло участие 98 человек, 51 девочка и 47 мальчиков. Девочек из полных семей — 36, из неполных — 15. Мальчиков из полных семей — 31, из неполных — 16.
Исследования по проблеме. Среди семейных факторов относительно хорошо изучены такие, как: полнота семьи, число членов, социальная позиция, лидерство — зависимость родителей, психопатологические особенности родителей. Работ, посвященных исследованию таких факторов, которые гораздо труднее учитывать, как, например, воздействие типов детско-родительских отношений на развитие различных аспектов личности подростков, относительно мало.
Исследователи рассматривали проблему формирования ценностей в условиях детского дома, девиантных подростков, у подростков, являющихся единственным ребенком в семье, исследовали особенности ценностей подростков из различных социальных слоев, сравнивали ценности родителей и подростков, ставили проблему изучения педагогических воздействий на развитие ценностей подростков. Проблема исследования особенностей структуры ценностей старших подростков с разными типами детско-родительских отношений поставлена в нашем исследовании впервые.
Практическая значимость исследования состоит в том, что по результатам исследования были сформулированы выводы и разработаны рекомендации для родителей подростков. Выявленные взаимосвязи между ценностями подростков и типами детско-родительских отношений могут найти применение в практике психокоррекционной работы, психологическом консультировании, а также использованы учителями и психологами для работы с родителями подростков.
Исследование намечает один из возможных подходов к изучению влияния семейного воспитания на особенности формирования структуры личностных ценностей подростков. Полученные данные отражают текущее
6состояние структуры ценностей современных подростков с разными типами детско-родительских отношения и могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Достоверность и надежность полученных результатов обусловлена исходными методологическими принципами, репрезентативностью выборки и использованием совокупности апробированных методик, соответствующих целям и задачам исследования, применением методов математической статистики при обработке полученных эмпирических данных.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы включает в себя 70 наименований, из них 3 на английском языке. В приложениях представлены методические материалы исследования, расшифровки шкал, результаты первичной обработки эмпирических данных и корреляционные плеяды.
В первой главе работы дан теоретический обзор понятия ценностей как одной из важнейших проблем современности, которая стоит на стыке философии, социологии и психологии.
Возникнув на стыке общепсихологической теории установки и философской концепции ценностей, понятие ценности не получило однозначной трактовки среди психологов, социологов и философов.
В различных исследованиях как понятие ценности, так и ценностные ориентации употребляются как равнозначные. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп.
Система ценностей представляет собой динамическое образование, которое изменяется в течение жизни человека, является важным показателем сложившейся личности, в которой увязаны между собой неосознаваемые влечения, способные, в той или иной мере, влиять на человеческое