1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Взаимосвязь сформированности профессиональной направленности личности и уровня эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Педагогика и психология воспитания учащихся |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Гуружапов В. А. |
Зав. выпускающей кафедрой | Гуружапов В. А. |
Руководитель | Егоренко Т. А |
Студент | Васильева Е. И. |
Москва, 2014
2 Актуальность исследования. В настоящее время определен широкий круг профессионалов, склонных к эмоциональному выгоранию. Данное явление в большей мере характерно для представителей социальных профессий типа «человек — человек», характеризующихся постоянной вовлеченностью профессионала в интенсивное, эмоционально напряженное, зачастую достаточно проблемное, конфликтное или конкурентное межличностное взаимодействие (с коллегами на работе и клиентами). К данной группе профессий относятся в том числе психологи, в первую очередь имеющую практикоориентированную направленность. В связи с этим возникает вопрос о возможных превентивных мерах и создании копинг-стратегий для сохранения своего психологического благополучия.
Профилактикой профессионального истощения может являться сформированность профессиональной направленности как механизм защиты. Актуальность данного исследования напрямую связана с потребностью современного общества в квалифицированных психологических кадрах для работы в школах и центрах помощи социальной адаптации населения. Одной из целенаправленных задач при подготовке студентов-магистрантов психологического направления является научно-обоснованное содействие формированию профессиональной направленности, а также предупреждение появления и развития эмоционального выгорания.
Цель исследования является выявление сформированности профессиональной направленности и эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов.
Проблема исследования заключается в необходимости выявления предпосылок эмоционального выгорания и поиска средств профилактики и помощи, в том числе выявления степени сформированности профессиональной направленности у студентов-магистрантов психологического направления и возможной коррекции по усилению направленности как превентивной меры, снижающий скорость возникновения и формирования профессиональной деформации.
3 Объект исследования: профессиональная направленность личности и эмоциональное выгорание.
Предмет исследования — взаимосвязь профессиональной направленности личности и эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза заключается в предположении о взаимосвязи между сформированностью профессиональной направленности и эмоциональным выгоранием у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов.
Данная гипотеза конкретизирована в частных гипотезах:
— чем выше сформированность профессиональной направленности, тем ниже уровень эмоционального выгорания, как в группе студентов-магистрантов психологического направления, так и в группе работающих психологов;
— имеются значимые различия в степени сформированности профессиональной направленности и уровне эмоционального выгорания двух группах выборки.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования:
— проанализировать понятия «профессиональная направленность» и «эмоциональное выгорание» в теоретических работах и практико-экспериментальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов;
— изучить особенности образования симптомов и фаз эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и у работающих психологов;
— исследовать особенности профессиональной направленности у работающих специалистов и учащихся магистерских программ психологического направления;
4— выявить связь между степенью сформированности профессиональной направленности и эмоциональным выгоранием личности.
Методы исследования:
1. методы теоретического анализа, в том числе метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации, метод формализации;
2. обобщение и интерпретация научных данных;
3. эмпирико-теоретические методы, в том числе метод индукции;
4. диагностический инструментарий;
5. математическая обработка данных.
Методики исследования. Первый блок методик направлен на выявление профессиональной направленности у студентов- магистрантов и работающих психологов. Для этого были использованы методика изучения профессиональной направленности (Дж. Холланд, модификация и адаптация А. А. Азбель) и методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2 В. В. Синявского и В. В. Федоришина).
Второй блок методик направлен на выявление стадии эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов. Для этого были выбраны методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) и методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (В. В. Бойко).
Теоретико-методологическая основа исследования: Первая часть исследования касается вопросов профессиональной направленности личности. Для раскрытия темы мы исследовали работы, описывающие профессиональное развития личности в зарубежных источниках (А. Х. Маслоу, Дж. Холланд, Дж. Сьюпер).
Были рассмотрены исследования формирования направленности личности в субъектном подходе отечественной психологии (Б. Г. Ананьев, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Л. И Божович, М. В. Теплов, Н. С. Лейтес и др.).
5При рассмотрении проблемы профессиональной направленности личности мы основывали свои положения на исследованиях Е. А. Климова, Э. Ф. Зеера, Н. С. Пряжникова, Ю. А. Афонькиной, Э. Э. Сыманюка, В. Д. Шадрикова, Т. В. Кудрявцева и др.
Феномен эмоционального выгорания рассмотрен через связь личностной эмоции и деятельности (С. Л. Рубинштейн). Были исследованы работы зарубежных психологов Г. Фрейденберга, К. Маслач, С. Джексона, А. Пайнза, Е. Аронсона, Д. Дирендонка, В. Шауфели, Х. Сисма, Б. Перлмана, Е. Хартмана.
В исследование вошли работы отечественных авторов: В. Е. Орла, В. В. Бойко, В. Д. Вида, Е. И. Лозинской, О. И. Бабич, Н. В. Майсака, С. А. Подсадногой, Д. Н. Орлова, Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченко, Т. И. Рогатинской и др.
Генеральная совокупность исследования: работающие психологи и студенты-магистранты психологического направления
Выборка исследования: работающие психологи 24 человек, студенты-магистранты — 60 человек.
База исследования: первый курс магистратуры факультета образования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), кафедра социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), Центр «Перекресток», Смоленский гуманитарный университет.
Этапы эмпирической части работы. Исследование подразумевает проведение нескольких этапов. На первом этапе выявляется степень профессиональной направленности у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов, в рамках которого также выявляются такие профессионально важные качества как коммуникативные и организационные склонности. Второй этап исследования связан с выявлением механизмов эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов, в рамках которого также проходит установление «помех» и степени их
6выраженности при установлении эмоциональных контактов у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов. Полученные данные рассматриваются для установления взаимосвязи профессиональной направленности и механизмом эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов. Итогом эмпирической части работы станет подтверждение (отклонение) основной первоначальной (нулевой) гипотезы.
Математико-статистическая обработка результатов предполагает использование коэффициент Спирмена для выявления корреляционной связи с использованием рангового коэффициента корреляции для сравнения показателей каждой из двух групп выборки: данные сформированности профессиональной направленности и данные по всем трем фазам эмоционального выгорания. А также был использован статистический критерий Манна-Уинти (Mann — Whitney U-test), позволяющий оценить различия между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измененного количественно и позволяющего выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Расчеты проведены с использованием программы SPSS.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением взаимосвязи сформированности профессиональной направленности и эмоционального выгорания. Литературный обзор данного исследования выполнен на основании анализа современных отечественных и зарубежных источников.
Научная и практическая значимость исследования основывается на рассмотрении формирования механизмов (сипмтомов, фаз) эмоционального выгорания через степень сформированности профессиональной направленности у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов.
На основе исследования в дальнейшем планируется разработать рекомендации по усилению профессиональной направленности у студентов-
7магистрантов психологического направления, создать основу профилактики эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов, и как следствие создать оптимальные условия для вхождения студента-магистранта в профессиональную среду и эффективную работу в рамках социальной деятельности психолога.
Материалы также могут быть использованы для построения учебных спецкурсов и практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и коррекции психоэмоциональных состояний.
Научная новизна исследования: Подобранный и используемый в исследовании комплект диагностических методик, ранее не был использован для рассмотрения взаимосвязи сформированности профессиональной направленности и эмоционального выгорания. В работе выявлены специфичные особенности эмоционального выгорания в студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов, с выделением специфики прохождения фаз и наличия определенной симптоматики. В исследовании впервые определены различия среди двух групп выборки.
Основное содержание работы
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность изучения взаимосвязи сформированности профессиональной направленности личности и эмоционального выгорания у студентов-магистрантов психологического направления и работающих психологов, обосновывается проблема исследования, ставится цель, конкретизируются задачи исследования, выдвигается объект и предмет, формулируется общая и частная гипотезы, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования, описываются методология и методы исследования.
8 Глава 1. «Сформированность профессиональной направленности личности студентов магистрантов психологического направления и работающих психологов» дает анализ описания феномена профессиональной направленности личности в современных психологических исследованиях. В главе описаны этапы формирования профессиональной направленности и дано конкретное описание основания профессиональной направленности личности для исследуемой выборки.
В соответствии с проведенным анализом работ мы видим, что профессиональная направленность личности как интегральная характеристика профессиональной деятельности предстает как развертываемый во времени стадиальный процесс, совершаемый по мере приобретения представлений о выбранной профессии и получении навыков во время ее освоения, и как некое динамическое образование между потребностями, интересами и мотивами (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк и др.). Она не является статичной, а имеет динамический характер, определяясь через мотивы человеческой деятельности (С. Л. Рубинштейн). Выделяются различные стадии от некоего нулевого этапа, в рамках которого начинают оформляться представления о предпочитаемом профессиональном пути, до полного формирования ценностно-смыслового уровня (Дж. Сьюпер, Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, А. К. Маркова).
Профессиональная направленность личности задает вектор профессиональной деятельности, и в свою очередь находит в ней подтверждение и укрепление, являясь одновременно и причиной и следствием. Профессиональная направленность личности связана с самоактуализацией человека как процесс самовоплощения в деятельности (А. Х. Маслоу). Это и интегральная характеристика мотивации рабочего процесса и одна из сил реализации жизненного пути человека (С. Л. Рубинштейн, А. Адлер). Профессиональная направленность задает смысл и ее смысловая направленность определяется через общий смысл деятельности и даже шире,
9если выходить на жизненный план человека (С. Л. Рубинштейн, Е. А. Климов, Н. С. Пряжникова, В. Франкл).
Профессиональная направленность рассматривается через ценностные ориентации и смыслы специалиста, направленности его личности как смыслообразующая система, отражающая процесс и результат личных установок (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Э. Ф. Зеер). Сам процесс профессиональной направленности представляет собой работу по формированию смыслов, реализуемых через доминирующие потребности и мотивы. В рамках профессионально направленности личности происходит поиск и нахождение смысла в выбранной и осваиваемой профессии. Нахождение данного смысла является промежуточным смысловым звеном в общем жизненном мире личности и ее самоопределении.
Составляющей профессиональной направленности личности является развитие профессионально важных качеств, позволяющих определить степень психологического соответствия выбранной профессии (М. В. Григорьева, Е. А. Климов, В. Д. Шадриков). Профессионально важные качества развертываются параллельно с формированием профессиональной направленности личности. В процессе освоения профессией данные качеств усложняются и постепенно начинают характеризоваться все большей связью с параметрами выбранной деятельности, становясь структурообразующим началом для профессиональной деятельности.
Основным профессионально важными качествами для практикоориентированных психологов является коммуникационные склонности (Р. Б. Кеттел, Н. В. Бачманова, Н. А. Стафурина, Е. С. Романова и др.). Стоит также отметить важность организационного начала как способности к рефлексии, умению выстраивать рабочий процесс, способности к самоконтролю.
Глава 2. «Проблема эмоционального выгорания у студентов-магистрантов и работающих психологов» описывает феномен, модели, симптомы и стадии эмоционального выгорания. В данной главе дается