Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Психологическое сопровождение программ развития коммуникативных навыков учащихся основной средней школы»

название ВКР

 

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Школьная психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Дубровина И. В.

Зав. выпускающей кафедрой

Гуружапов В. А.

Руководитель

Умняшова И. Б.

Студент

Запорожская Д. Е.

Москва, 2014

2

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Навыки общения — это основные помощники в процессе социализации ребенка. Их формирование начинается ещё в раннем детстве, и продолжает на протяжении всего периода взросления. В первом классе в процессе адаптации дети поглощены впечатлениями от новой окружающей среды и впечатлений школьной жизни, что приводит к замедлению налаживания контактов внутри классного коллектива. С помощью педагога взаимодействие внутри классного коллектива налаживается. В случае, если в этом возрасте были не сформированы навыки общения, на стадии средней школы эти проблемы становятся особенно заметны. Дети переходят на новую ступень обучения, для них меняется ситуация обучения, появляются новые требования и новые учителя.

Младший подростковый возраст является наиболее важным периодом для формирования коммуникативных навыков. Именно в младшем подростковом возрасте возрастает количество конфликтов. Этому способствует в том числе переход ребенка на новую степень обучения, где ему приходится адаптироваться к новым требованиям. Возрастает количество контактов не только между ровесниками, но и с учителями. Сформированные коммуникативные навыки способствуют более успешному протеканию процесса социализации подростка.

Цель исследования — разработка и апробация программы психологического сопровождения формирования коммуникативных навыков на ступени основного общего образования.

Объект исследования — коммуникативные навыки учащихся средней школы.

Предмет исследования — психологическое сопровождение программы развития коммуникативных навыков у учеников средней школы в условиях введения ФГОС ООО.

3

Гипотеза исследования.

Программа психологического сопровождения развития коммуникативных компетенций способствует развитию личностных и метапредметных результатов учащихся:

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей

и планирования и регуляции своей деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить научные подходы к проблеме формирования коммуникативных навыков в подростковом возрасте.

2. Изучить документ «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897).

4

3. Изучить уровень развития коммуникативной компетентности у младших подростков — учащихся на ступени основного общего образования.

4. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения развития коммуникативных навыков в средней школе в условиях введения ФГОС.

5. Исследовать результативность программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков в средней школе в условиях введения ФГОС.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

•  концепции культурно-исторического и деятельностного подходов в развитии личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

•  фундаментальные исследования в области социальной психологии (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, Г. М. Андреева и др.);

•  психология подросткового возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготского, К. М. Гуревича, В. В. Давыдова, Т. В. Драгуновой, И. В. Дубровиной, Е. А. Климова, Т. В. Снегиревой, В. В. Чебышевой, Г. И. Щукиной, Д. Б. Эльконина и др.).

Методы исследования: констатирующий эксперимент, формирующий (преобразующий) эксперимент, программа математической статистики SPSS 16.0

Методики исследования: тест коммуникативных и организаторских способностей (КОС) (Б. А. Федорищин), тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбух).

Выборка исследования.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы г. Москвы (ЮАО). В исследовании приняли участие 54 обучающихся 5-х классов.

5

Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков у учащихся средней школы.

Практическая значимость. Данная программа может быть использована как педагогами-психологами, работающими в системе образования, так и специалистами психологических центров, осуществляющим психологическое сопровождение образовательных организаций. Программа входит в перечень программ психологического сопровождения основной образовательной программы и может использоваться как методический материал для курсов повышения квалификации школьных психологов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 30 источников, четырех приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность разработки программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков у младших подростков, ставится цель, конкретизируются задачи, объект и предмет, гипотезы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования.

Первая глава « Теоретико-методологические подходы к изучению развития коммуникативной компетенции в подростковом возрасте» посвящена анализу теоретических представлений о коммуникативных навыках и умениях, определению понятия коммуникация и коммуникативная компетентность (Г. М. Андреева, А. Б. Добрович, Н. В. Кузьмина). Рассматривается специфика подросткового возраста и этапы развития коммуникативной компетентности (И. А. Зимняя, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, А. А. Леонтьев). Анализируется развитие коммуникативных навыков в подростковом возрасте, развивающихся в ведущей деятельности подростка.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование и апробация психологической программы развития коммуникативных навыков

6

учащихся основной средней школы (в условиях введения ФГОС)» рассказывается об организации исследования, методиках и процедуре исследования. В параграфе «Результаты исследования стартового уровня развития коммуникативной компетентности обучающихся на ступени среднего общего образования» описаны результаты входного тестирования уровня развития коммуникативных навыков учащихся 5-х классов в контрольной и экспериментальной группах. В обеих группах наблюдались высокие показатели агрессивного и зависимого стиля взаимодействия, низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Недостаточный уровень развития компетентного стиля взаимодействия в ситуации коммуникации проявился в равной степени в двух группах. По итогам диагностического обследования было показано, что уровень развития коммуникативных навыков в контрольной и экспериментальной группе примерно одинаков.

Параграф «Результаты итогового тестирования уровня развития коммуникативной компетентности обучающихся на ступени среднего общего образования» посвящен описанию результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группе после реализации программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков учащихся в экспериментальной группе. Наблюдались изменения уровня развития коммуникативных навыков в обеих группах, однако, в экспериментальной группе значительное повышение показателей произошло по всем исследуемым шкалам.

«Анализ результативности программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков учащихся основной средней школы» — параграф, посвященный анализу результатов входного и выходного тестирования, описанию динамики развития уровня коммуникативных навыков учащихся и анализу результативности программы психологического сопровождения развития коммуникативных навыков учащихся. В экспериментальной группе показана динамика

7

изменения уровня коммуникативных навыков после реализации программы психологического сопровождения, подтвержденная методами математической обработки. Были выявлены статистически значимые различия по всем шкалам: реакция на критику, реакция на провокацию, контактность, оказание поддержки, реакция на вступление в контакт. Такие результаты говорят о том, что наша гипотеза подтвердилась, и существует результативность программы психологического сопровождения, т. к. происходит существенное развитие коммуникативных навыков обучающихся. Проверка данных методом математической обработки производилась на уровне значимости 0,05 (таблица 1).

Таблица 1.

Динамика развития коммуникативных навыков учащихся в экспериментальной группе (% учащихся с компетентным коммуникативным стилем)

Исследуемый параметр

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

Значимость различий

1.

Преобладающий стиль коммуникации

29

92

0,001*

2.

Реакция на критику

42

75

0,002*

3.

Реакция на провокацию

38

75

0,002*

4.

Оказание поддержки

50

83

0,035*

5.

Контактность

42

83

0,016*

6.

Реакция на попытку общения

46

75

0,038*

* — наличие значимых различий на уровне значимости 0,05

После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе не выявлено обучающихся, демонстрирующих низкий или ниже среднего уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Вырос процент обучающихся, обладающих высоким уровнем развития способностей в организаторских качествах. Для определения наличия статистически значимых различий был применен критерий Уилкоксона, между результатами диагностики в двух выборках были

8

обнаружены статистически значимые различия, что говорит о наличии изменений в экспериментальной группе. Наличие статистически значимых различий снижает вероятность стихийного изменения показателей внутри группы (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика развития коммуникативных и организаторских навыков учащихся в экспериментальной группе (% учащихся с высоким уровнем развития навыка)

Исследуемый параметр

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

Значимость различий

1.

Коммуникативные способности

25,5

58

0,001*

2.

Организаторские способности

25

71

0,001*

* — наличие значимых различий на уровне значимости 0,05

На рисунке 1 и 2 представлены графические результаты сравнения стартовой и итоговой диагностики в экспериментальной группе по шкале коммуникативные и организаторские навыки.

Рисунок 1.

Динамика изменений по тесту КОС (коммуникативные способности) в экспериментальной группе

9

Рисунок 2.

Динамика изменений по тесту КОС (организаторские способности) в экспериментальной группе

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о росте уровня развития коммуникативных навыков в экспериментальной группе. Повышение процента учащихся, демонстрирующих компетентный стиль общения, наблюдается по шкалам оказание поддержки, контактность, реакция на провокацию, реакция на критику. 58% обучающихся демонстируют высокий уровень развития коммуникативных способностей, 71% — высокий уровень развития организаторских способностей.

Анализ динамики изменения уровня коммуникативных навыков в контрольной и экспериментальной группе представлен в таблице 3. Наиболее значимые различия наблюдаются по шкале преобладающий стиль коммуникации(0,006 при р≤0,05) и контактность (0,001 при р≤0,05), что обусловлено целенаправленным влиянием на развитие уровня коммуникативных навыков учащихся и групповыми формами работы, подразумевающими непрерывное контактирование обучающихся в процессе занятий.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/ZaporojskayaDE_2014/ZPs-ma-012.htm