Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Колесникова Галина Юрьевна

СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

19.00.10 — коррекционная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2012

2

Работа выполнена на кафедре коррекционной педагогики и психологии
Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета

 

Научный руководитель:

Яссман Людмила Викторовна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ДВГУПС

Официальные оппоненты:

Левченко Ирина Юрьевна
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГГУ им. М. А. Шолохова

Кузнецова Людмила Вениаминовна
кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной и клинической психологии РГСУ

Ведущая организация:

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

Защита состоится «29» ноября 2012 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «27» октября 2012 г.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

Кулагина И. Ю.

3

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Проблема изучения внутреннего мира человека находится в центре современных психологических исследований. Изучению психического как целостного образования на основе взаимодействия различных физиологических, психических и социальных факторов развития человека посвящены работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Бернштейна, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. С. Корсакова, АВ. С. Мерлина, В. Д. Шадрикова и др. Объединяющим для всех выступает возможность изучения разных уровней индивидуальности в субъекте психической деятельности, представлений о том, что основой индивидуальности является гармония свойств индивида, личности и субъекта деятельности.

Субъективное представление человека об окружающем мире в концепциях разных авторов обозначается палитрой терминов: «образ мира», «внутренний мир», «субъективный мир», «жизненный мир», «картина мира», «когнитивная карта», «модель мира», «представление мира», «интегральный образ реальности» и др. Наиболее значимый вклад в рассмотрение данного явления внес А. Н. Леонтьев, понимающий субъективный мир как систему представлений человека о мире, о себе в мире, как отражение мира в сознании человека, как некую модель реальности, построенную на основании личного опыта.

Сложившиеся в настоящее время исследовательские подходы к пониманию психологических механизмов формирования субъективного мира человека не охватывают всю совокупность проблемы. Практически не раскрытым остается вопрос о закономерностях и механизмах формирования субъективного мира личности в условиях нарушенного психофизического развития (в частности, при наличии нарушений двигательной сферы).

В работах физиологов, сторонников идеи физиологических коррелятов психических явлений (П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, С. И. Вапнер, Х. Вернер, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский и др.) указывается на неотъемлемое участие движений во всех актах чувственного восприятия и в активной выработке объективно верного отражения мира. Еще И. М. Сеченов выдвигал предположение о специфической роли «темного мышечного чувства» в совокупной работе различных афферентных систем и указывал на всеобщую значимость этого чувства для ориентации в пространстве и времени.

Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Й. Лангмейер, М. И. Лисина, З. Матейчек, А. А. Ухтомский развивая неклассическую физиологию — физиологию активности, обращают внимание на тот факт, что в случаях депривации двигательной сферы, проявляющейся ограничением в движениях, вызванных болезнью, увечьем, специфическими условиями жизни,

4

имеют место психологические деформации. Исследуемая проблема освещена и в работах Э. С. Калижнюк, В. В. Лебединского, В. И. Лубовского, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюковой, О. Г. Приходько и др.

Изучение особенностей субъективного мира лиц с нарушениями двигательной сферы позволит существенно расширить наши представления о генезе психики в целом и о факторах, оказывающих влияние на формирование субъективного мира как психологической категории, в частности.

Недостаточное изучение влияния нарушений двигательной сферы человека на формирование психики в целом и субъективный мир, в частности определило актуальность исследования.

Цель исследования: выявить влияние двигательной сферы на формирование субъективного мира личности.

Объект: субъективный мир личности.

Предмет: особенности субъективного мира лиц с нарушениями двигательной сферы различного генеза.

Гипотеза: субъективный мир лиц с нарушениями двигательной сферы будет иметь качественное своеобразие по сравнению с их здоровыми сверстниками. Специфика проявлений тесно связана с различиями в генезе нарушения: врожденные и приобретенные ограничения по-разному искажают представления о мире и о себе в мире у молодежи с двигательной патологией.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа подходов к исследованию субъективного мира и его детерминант, представленных в трудах отечественных и зарубежных философов, психологов, физиологов и дефектологов, выявить значимые факторы, определяющие особенности формирования субъективного мира.

2. Выявить особенности оптико-пространственного синтеза, особенности личности и смысловой сферы лиц с нарушениями двигательной сферы.

3. Выявить и описать характерные проявления субъективного мира лиц с нарушениями двигательной сферы врожденного и приобретенного генеза.

4. Установить закономерности в проявлении выявленных различий: доказать зависимость субъективного мира от состояния двигательной сферы.

Методологической и теоретической основой исследования послужили:

— принцип системного подхода, представленный в отечественной психологии в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др.;

— концепция «образа мира» (Е. Ю. Артемьева, Ф. Е. Василюк, Е. С. Калмыкова, А. Н. Леонтьев, К. Левин, Д. А. Леонтьев, С. К. Нартова-Бочавер, С. Д. Смирнов и др.), психосемантический подход к исследованию сознания как многослойной

5

уровневой системы, обладающей культурно-исторической природой (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев);

— теория культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и проведенные на ее основе исследования физиологических коррелятов психических явлений (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский), феномена взаимосвязи двигательной активности и психики (С. Вапнер, Х. Вернер);

— положения о закономерностях формирования психики в условиях дизонтогенеза (Т. А. Басилова, Н. Л. Белопольская, Н. А. Государев, Т. А. Добровольская, Л. В. Кузнецова, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Л. И. Переслени и др.), особенностей развития психики и личности в условиях двигательной депривации врожденного генеза (М. В. Ипполитова, Е. И. Кириченко, В. В. Ковалев, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Л. М. Шипицына) и приобретенного генеза (М. Н. Гончарова, Л. И. Демидова, Л. П. Зарицкая, А. В. Смирнов и др.).

Организация исследования

Исследованием было охвачено 72 человека в возрасте 22—38 лет с нормальным и нарушенным опорно-двигательным аппаратом. Испытуемые не имеют нарушений интеллектуального развития, являются абитуриентами, студентами вуза, работающими, временно не работающими. Участники исследования были разделены следующим образом: 1 группа (22 чел.) — испытуемые с врожденными нарушениями функций ОДА; 2 группа (25 чел.) — испытуемые с приобретенными нарушениями функций ОДА; 3 группа (25 чел.) — испытуемые, не имеющие патологии психофизического развития.

Эмпирическое исследование особенностей субъективного мира лиц с нарушениями двигательной сферы проводилось на базах краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский социально-оздоровительный центр инвалидов Хабаровского края», ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (ДВГГУ), некоммерческой организации «АРИДИ» с 2005 по 2011 годы.

Методы исследования

В качестве методов исследования применялись теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод изучения документов, наблюдение, беседа, экспертная оценка, тестирование, эксперимент, методы математической статистики (кластерный анализ, корреляционно-регрессивный анализ, анализ проверки гипотез).

Констатирующий эксперимент осуществлялся с использованием комплекса методик и опросников: методика «Копирование сложных фигур» Рея-Остеррица и Э. Тейлора; «Многофакторный личностный опросник Р. Б. Кэттела (16 PF)»;

6

«Методика управляемой проекции» (МУП) В. В. Столина; «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена; «Личностный дифференциал»; «Ассоциативный эксперимент»; «Пиктограмма», «Семантический дифференциал», «Шкала аттитюдов ко времени» Ж. Ньютенна (в модификации К. Муздыбаева).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Установлено, что субъективный мир личности описывается сочетанием таких конструктов, как: а) отношение к себе как индивиду; б) отношение к миру и способы бытия в нем; в) коммуникативная компетентность как актуальная способность к взаимодействию с окружающим миром.

Выявлено, что субъективный мир личности может быть представлен трехкомпонентной моделью взаимодействия человека с миром: восприятие информации об окружающем мире; отображение мира и себя в мире; внешняя активность (реагирование) человека в определенной жизненной ситуации, внешние экспрессивные формы его поведения.

Обнаружено, что некоторые феномены (интеллектуальные способности, наличие некоторых характерологических черт: дипломатичность — прямолинейность, консерватизм — радикализм, смысловое отражение представлений о мире в рамках анализа категорий базовых и духовных ценностей человека, уровни содержания деятельности во внутреннем мире человека), не могут быть проанализированы с позиции наличия или отсутствия нарушений двигательной сферы; они могут быть объяснены социокультурными факторами: принадлежностью к одной возрастной категории, одной социальной страте (материальное положение, образовательный статус, культурный уровень), что позволяет считать их характеристиками относительно свободными от влияния двигательной активности человека.

Доработана и структурирована процедура обработки данных методики «Копирование сложных фигур Рея-Остеррица и Э. Тейлора» (предложена система балльной оценки характеристик рисунков испытуемых).

Составлены сравнительные психологические характеристики (портреты) лиц с врожденными и приобретенными нарушениями двигательной сферы и людей, не имеющих двигательной патологии.

Практическая значимость исследования

Сформирован диагностический комплекс, необходимый для организации исследования субъективного мира лиц с нарушениями двигательной сферы. Выявленные и описанные особенности субъективного мира лиц — участников исследования — позволяют психологам, реабилитологам, специальным и социальным педагогам учитывать их индивидуально-типические особенности для оптимальной организации их психолого-педагогического и медико-социального

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/KolesnikovaGYU/KSm-a-025.htm