Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

117

ДИАГНОСТИКА ОБРАЗА СЕМЬИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «СЕМЕЙНАЯ ДОСКА»

А. А. ШВЕДОВСКАЯ, Т. Ю. ЗАГВОЗДКИНА

Представлен результат применения методики «Семейная доска» К. Людевига и У. Уилкена в исследовании образа семьи у детей старшего дошкольного возраста. Выборку составили 90 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 до 7 лет, посещающих детские сады Москвы и Московской области. Приведен анализ индивидуальных случаев, демонстрирующих различные типы расстановок, которые различаются по параметрам эмоциональной дистанции между членами семьи, интенсивности и эмоциональной окраски этих взаимоотношений, даются иллюстрации вариантов расположения фигур и интерпретации расстановок в соответствии с характеристиками семей испытуемых. Делаются выводы об особенностях основных игровых расстановок.

Ключевые слова: диагностика детско-родительских отношений, образ семьи, проективные методики, игровая диагностика, методика «Семейная доска».

Семейное взаимодействие играет определяющую роль в ходе психического развития ребенка дошкольного возраста. Семья, являясь важнейшим институтом социализации ребенка, несет первые значимые паттерны социокультурного опыта для ребенка. В исследовании семейного взаимодействия основными задачами становятся систематизация и классификация (1) особенностей детско-родительского взаимодействия, семейного воспитания, мотивов, целей и ценностей родительства, (2) переживаний семейной ситуации членами семьи, (3) образов семьи, которые у них складываются, и многое другое (Bowlby, 1973; Спиваковская, 1981; Семья.., 1989; Baldwin, 1992; Эйдемиллер, Юстицкис, 2004; Cummings et al., 2000; Карабанова, 2001).

С проблемой изучения семейного взаимодействия тесно связана проблема построения и апробации соответствующего диагностического инструментария. Как показывает практика семейного консультирования, специфика детско-родительского взаимодействия требует учитывать как роль взрослого в построении взаимодействия с ребенком, так и активно-действенную позицию ребенка в построении взаимодействия с родителем. Позиция ребенка во внутрисемейном взаимодействии отражается в образе детско-родительских отношений, образе семьи. При этом образ семьи у ребенка носит регулирующий, направляющий, контролирующий характер относительно построения взаимодействия с членами семьи (Хоментаускас, 1989; Эйдемиллер, Юстицкис, 2004; Карабанова, 2002; Лидерс, 2006). Образ семьи передает субъективный, активный и целостный характер переживаний ребенком особенностей внутрисемейных отношений и представляет собой целостное динамически изменяющееся интегрированное образование (Мишина, 1983; Демидова, 2003; Кулиш, 2005; Cummings et al., 2000; Карабанова, 2001).

В структуре образа семьи выделяются три составляющие: когнитивная, эмоциональная и поведенческая (Демидова, 2003). Когнитивная составляющая содержит информацию на уровне убеждений, прежде всего убеждений в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения в семье

118

(Авдеева, Хаймовская, 2003). Эмоциональная составляющая — это переживания и чувства человека в ситуациях семейного взаимодействия, а также отношение к поведению членов семьи. Поведенческая составляющая — это демонстрируемое поведение в семье.

Существуют различные подходы к диагностике особенностей взаимодействия между членами семейной системы, включающей компоненты образа семьи и детско-родительских отношений. Одним из малоизученных вариантов диагностики является методика «Семейная доска» (Ludewig, Wilken, 2000). Она разработана в рамках концепции системной семейной терапии и ориентирована на работу с семейной историей, структурой семьи, образом семьи. Методика позволяет работать как с семьей в целом, так и с ее отдельными подсистемами (Лидерс, 2006). Проективный характер методики позволяет проводить реконструкцию структуры семьи, выявлять переживания относительно семейного взаимодействия, исследовать историю семьи, моделировать ее развитие в будущем. Особенности стимульного материала и инструкции к выполнению порождают активность испытуемого, в результате чего у него выявляется образ внутрисемейного взаимодействия. Содержание процедуры проведения методики носит игровой характер, что делает ее адекватным средством детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте.

В рамках данной работы методика «Семейная доска» была использована в качестве диагностического инструментария по выявлению образа семьи у детей старшего дошкольного возраста (Черников, 2001). Выявление специфики образа семьи у детей старшего дошкольного возраста проводилось по параметрам переживания ребенком социальной и эмоциональной дистанции между членами семьи, интенсивности и эмоциональной окраски взаимодействия с ними. Анализ индивидуальных случаев, полученных в ходе диагностики образа семьи ребенка с помощью данной методики, позволил выявить представления детей о семье, эмоциональное отношение к членам семьи и переживания ребенка в ситуации семейного общения.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И ПРОЦЕДУРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Выборка. Обследование проводилось в четырех детских дошкольных образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Всего в обследовании приняли участие 90 семей: дети старшего дошкольного возраста (от 5;0 до 7;1 лет) и их родители. Родители опрашивались на предмет сбора анамнестических сведений о семье.

Стимульный материал методики имеет вид настольной игры. Он состоит из рабочего поля размером 50x50 см и набора из 23 фигурок. В набор входят деревянные фигурки двух размеров: большие — 10 см и маленькие — 7 см и двух форм: цилиндр и параллелепипед. Есть несколько фигур для особых целей (восьмигранная призма) — 10 см, 5 штук.

В процессе диагностической игры испытуемый символически приписывает фигуркам роли разных лиц из своего окружения и расставляет их на ограниченной поверхности.

Расстановка на доске создает виртуальное «коммуникативное» пространство для персонажей диагностической игры и отражает характер отношения к членам семьи и переживания ребенком внутрисемейной ситуации. Материал изначально слабо структурирован, что допускает большое разнообразие в моделировании семейной ситуации. Фигурки очень просты по структуре, но при этом имеют контурно-выраженное лицо (Davies et al., 2006).

Процедура обследования. Диагностика проводится индивидуально. Ребенку дается

119

инструкция: «Я хочу попросить тебя выбрать по одной фигуре для каждого члена твоей семьи и поставить их на поле. Здесь предлагаются на выбор большие и маленькие фигуры, круглые, квадратные и восьмигранные. Ты можешь использовать все поле по своему желанию. Фигуры могут стоять далеко или близко, но их нельзя ставить одна на другую. Время на выполнение не ограничено».

Далее проводился опрос ребенка, касающийся особенностей выбора и расстановки персонажей: «Кто представлен на доске?», «Почему ты выбрал именно эту фигуру?», «Почему эти фигуры стоят на таком расстоянии?», «Куда “смотрит” фигура?».

Обработка результатов. В процессе диагностической игры фиксируются: выбор игровых фигур, приписывание к каждой из выбранных игровых фигур персонажей, символизирующих членов семьи, расстановка фигур на игровой доске, ответы на вопросы после расстановки фигур, комментарии и действия ребенка в процессе выполнения расстановки фигур.

Интерпретируются: соответствие количества выбранных фигур реальному составу семьи, форма и размер выбранных для членов семьи фигур (например, для детей выбраны маленькие фигуры, для взрослых — большие, для женщин — цилиндрические, для мужчин — параллелепипеды и пр.), направление «взгляда» игровых фигур, а также ответы на вопросы, которые задаются после завершения расстановки.

При интерпретации расстановки персонажей на семейной доске две переменные имеют постоянное значение: пространственное отдаление фигур друг от друга, которое является показателем социальной и эмоциональной дистанции, и направление «взгляда» одной фигуры на другую, которое отражает интенсивность отношений. При этом направление «взгляда» определяется как срединный перпендикуляр к отрезку прямой, мысленно проведенный через изображение глаз у фигурок. Если фигурки «встречаются» взглядами, то диагностируется максимальная интенсивность взаимоотношений между персонажами. Если взгляды фигур «не встречаются», то интенсивность взаимоотношений минимальна.

В ходе проведенного исследования помимо ведения протокола применялись технические средства регистрации особенностей процесса расстановки — фото- и видеосъемка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В обследовании приняли участие 90 детей старшего дошкольного возраста: 41 мальчик, 49 девочек. Из них 68 детей из полных семей, 22 ребенка из неполных. С помощью методики «Семейная доска» проведен анализ индивидуальных случаев расстановки фигурок персонажей. Описаны наиболее типичные примеры расстановок, которые различаются по следующим параметрам:

1) выбор фигур для моделирования семейной ситуации: адекватность размера, соответствие количества фигур реальному составу семей (отсутствие пропусков или дополнений), включение в расстановку фигур членов расширенной семьи;

2) удаленность фигур персонажей при моделировании семейной ситуации: расстояние между фигурами, взаимное расположение фигур;

3) интенсивность отношений между персонажами при моделировании семейной ситуации: направление «взгляда» фигур, выбор формы фигур (совпадение формы фигуры, обозначающей самого испытуемого и другого члена семьи), выбор специальной фигуры (восьмигранника).

Первый пример расстановок характеризуется тем, что ребенок указывает себя как часть единой целостной семейной системы — случай Ани Ч., 7 лет 2 мес. (рис. 1). Состав семьи: мать, отец и дочь. Проживают

120

совместно, часто проводят время вместе. При обследовании ребенок легко идет на контакт, задание выполняет уверенно и быстро, корректировок не вносит.

Рис. 1. Расстановка «Ребенок — часть целостной семейной системы»

В расстановке — расстояние между фигурами минимальное, взгляды фигур обращены внутрь единого пространства. Для обозначения матери ребенок выбрал специальную (восьмигранную призму) фигуру, что означает особое эмоциональное отношение к ней; для обозначения себя и отца — параллелепипеды, что также может быть интерпретировано как ощущение общности, наличие схожих черт.

В процессе расстановки фигур ребенок выбирает себе то количество фигур, которое соответствует реальному составу семьи. Все фигуры равноудалены друг от друга. Эмоциональная дистанция между членами семьи минимальна, интенсивность отношений высокая.

Следующий пример расстановок отличается тем, что ребенок ставит себя в центр семейной системы — случай Светы К., 6 лет 3 мес. (рис. 2). Состав семьи: мать, отец и трое детей: средняя дочь (испытуемая), старший сын и младшая дочь. Проживают вместе. Бабушка и дедушка живут рядом, часто проводят время с детьми. Ребенок сначала был скован, но задание выполнял с легкостью, корректировок не вносил. Для обозначения матери и отца ребенок выбирал специальные фигуры. Расстояние от фигурки ребенка до остальных примерно одинаково, чуть больше до фигурки бабушки. Форма расстановки членов семьи напоминает окружность, что интерпретировано как равная эмоциональная дистанция во взаимоотношениях с ними. Интенсивность взаимоотношений с испытуемой у всех родственников средняя. Расстановка демонстрирует наличие у ребенка близких отношений с родителями и одновременно — переживание фрустрации в этих отношениях (например, ревность в отношении внимания старших к брату и сестре, соперничество между сиблингами), потребность в повышенной заботе и внимании.

Рис. 2. Расстановка «Ребенок — центр семейной системы»

В данном типе расстановки ребенок ставил себя в центр, а членов семьи располагал вокруг себя одним или несколькими кругами либо по углам и вдоль границ внутреннего поля. Эмоциональная дистанция между проживающими вместе членами семьи меньше, чем между ребенком и не проживающими вместе с ним родственниками. Интенсивность отношений может быть различной, часто «взгляды» всех окружающих фигур обращены в центр либо в одну сторону.

Следующий вариант расстановки характеризуется наличием группировок между членами семьи — случай Антона З., 5 лет 7 мес. (рис. 3). Состав семьи: мать, отец и двое детей: испытуемый и младший брат. Бабушка живет рядом, часто проводит время с детьми, когда родители на

121

работе. Ребенок общителен, много рассказывает о себе. В расстановке фигурку, обозначающую самого себя, бабушку и маму обозначил цилиндрическими фигурами, а обозначающие брата и отца — параллелепипедами. Эмоциональная дистанция с братом отсутствует (фигуры стоят вплотную друг к другу), с родителями — большая, с бабушкой гораздо меньше. Взгляды фигур в группировках направлены друг на друга, отражая высокую интенсивность взаимоотношений между родителями и детьми. Выбор формы фигурок может означать, что Антон воспринимает мать и бабушку как более мягких, гибких во взаимоотношениях с ним.

Рис. 3. Расстановка «Группировки»

При данном варианте расстановки размеры фигур, выбранных для обозначения детей и взрослых, могут быть различными. Однако в ней явно выделяются группы фигур, включающие двух и более членов. Внутри групп фигуры часто «смотрят» друг на друга. Эмоциональная дистанция внутри групп маленькая, с другими группами — большая. Расстановка отражает включенность ребенка в одну из семейных коалиций или семейных подсистем с жесткими границами. При этом наблюдаются дистанцирование от одних членов семьи и благополучные взаимоотношения с членами «своей» группировки.

Расстановка, характеризующаяся образом семьи у ребенка как «взаимодействие рядом», — случай Эммы Д., 6 лет 4 мес. (рис. 4). Реальный состав семьи, проживающей с ребенком: мать, отец, тетя, старшая сестра, старший брат, двоюродная старшая сестра, бабушка и дедушка. Ребенок контактен, много рассказывает о себе. В расстановке все фигуры «круглые», кроме матери — для нее выбрана специальная фигура. Все расположены в ряд, взгляды обращены в одну сторону. Для детей выбраны маленькие фигуры, кроме двоюродной сестры. Большинство фигур расположено на внутреннем поле, одна на внешнем, одна на границе полей. Испытуемая так прокомментировала их положение: «Им даже места не хватило», но при возможности внести коррективы оставила все без изменений. Эмоциональная дистанция у фигурки ребенка наибольшая с двоюродной сестрой и братом, а наименьшая — с сестрой и тетей.

Рис. 4. Расстановка «Взаимодействие рядом»

Характеристика данного варианта расстановок отличается тем, что ребенок выбирает количество фигур, либо соответствующее реальному составу семьи, либо большее (обозначая дальних родственников). Размеры фигур для обозначения детей и взрослых могут быть различными. Фигуры располагаются в ряд друг за другом, примерно на одинаковом расстоянии, выстраиваясь вдоль поля. При этом «взгляды» фигур направлены или в одном направлении, или «в затылок» друг другу. Формальное выстраивание фигур в ряд может использоваться как альтернатива исключению членов семьи из расстановки. В то же время этот вариант позволяет диагностировать гармоничные отношения с одним или несколькими близкими взрослыми.

122

Рис. 5. Расстановка «Изоляция»

Вариант расстановки, характеризующийся изоляцией, — случай Паши Б., 7 лет 1 мес. (рис. 5). Реальный состав семьи, проживающей с ребенком: мать, отец, двое детей — испытуемый и его старшая сестра. Ребенок замкнут, часто проявляет агрессию в группе сверстников. Для расстановки выбрал цилиндрические фигуры для себя, отца и сестры. Для матери выбрал большую фигуру-параллелепипед. Сначала расстановка включала четыре фигуры (соответствие реальному составу семьи). Испытуемый поставил все фигуры по углам внутреннего поля и лишь свою вынес во внешнее поле; затем прокомментировал: «Я же совсем один остался, с кем же играть?» и спешно добавил еще две маленькие квадратные фигурки. На вопрос экспериментатора о том, кого он добавил, ответил: «Это мои друзья». Взгляд фигурки мальчика направлен на отца, но тот вместе с фигуркой матери «смотрит» на фигурку дочери. Расстановка показывает, что ребенок переживает дефицит эмоционального общения с членами семьи. Также можно предположить ревность мальчика по отношению к сестре, конкуренцию с ней за внимание родителей.

Для данного варианта расстановки характерна изоляция фигурки, обозначающей самого испытуемого. Изоляция выражается в размещении фигурки далеко от остальных, часто она выносится за пределы внутреннего поля, при этом взгляд изолированной фигурки обращен в сторону, не встречается со «взглядами» других фигур. Расстановка показывает, что ребенок испытывает чувство эмоциональной дистанции, изоляции от членов семьи.

Рис. 6. Расстановка «Доминирование»

Случай Андрея Н., 6 лет 4 мес. (рис. 6) характеризуется ярко выраженным доминированием в расстановке. Состав семьи, проживающей с ребенком: мать, отец, двое детей — испытуемый и его старшая сестра. Ребенок активно принимается за выполнение задания, охотно рассказывает о своей семье. В расстановке есть три фигурки бабушек, с ними он видится редко, у одной из них гостит летом. Выбирая фигурку для себя, комментирует: «Когда вырасту, стану полицейским, как папа». Выставив все фигуры, испытуемый снова комментирует: «Все на меня смотрят, все радуются». Все фигуры большие, для отца и двух бабушек выбраны фигуры-параллелепипеды, для матери — специальная фигура, для остальных — фигуры цилиндрической формы. Взгляды у всех участников расстановки направлены в одну сторону. Фигурка мамы «смотрит» в затылок фигурке, которую испытуемый выбрал для себя. Можно предположить, что у ребенка более значимые и эмоционально окрашенные отношения с матерью и бабушкой, у которой он проводит лето.

Таким образом, при доминировании ребенок выбирает количество фигур, либо соответствующее реальному составу семьи, либо превышающее его (обозначая дальних родственников). Размеры фигур для обозначения детей и взрослых могут быть различными. В данной расстановке

123

испытуемый ставит одну фигурку впереди, а остальные в линию («клином») или полукругом («амфитеатр») за ней. При этом фигурки могут стоять в несколько рядов. Фигура-лидер может «смотреть» в разные стороны, в том числе на стоящих сзади. В этом случае исследователь может сделать предположение о качестве и интенсивности взаимоотношений между фигурой-лидером и другими участниками расстановки. Расстановка демонстрирует переживание ребенком лидирующего, доминирующего положения в семье.

Рис. 7. Расстановка «Равноудаленность»

Вариант расстановок, характеризующийся равноудаленностью ее членов, — случай Федора О., 7 лет 5 мес. (рис. 7). Состав семьи, проживающей с ребенком: мать, отец, двое детей: испытуемый и младшая сестра. Ребенок активен, быстро начал расставлять фигуры. При расстановке выбрал цилиндрические фигуры для обозначения матери и сестры, для себя и отца — фигуры в форме параллелепипеда, для бабушки — специальную фигуру (восьмигранная призма). Сначала на доске появились фигуры взрослых, они расположены на большом расстоянии друг от друга, при этом «взгляды» фигур отца и матери направлены друг на друга. Затем появилась фигура сестры, «смотрящая» на отца. Последней появилась фигурка самого испытуемого, она «смотрит» на мать. Таким образом, можно говорить о том, что Федор ощущает наибольшую эмоциональную близость с сестрой и матерью, однако наиболее эмоционально насыщенными считает отношения между родителями. Привнесение фигуры бабушки, несмотря на раздельное проживание, может означать ее значимость в жизни ребенка. При данном варианте расстановок количество и размеры фигур для обозначения детей и взрослых могут быть различными. Эмоциональная близость ребенка с каждым участником расстановки может быть оценена в соответствии с удаленностью фигур друг от друга.

Дети, использующие данный тип расстановки, испытывают нехватку доверительного, эмоционально-теплого общения, тревогу в семейной ситуации, чувство разобщенности с близкими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диагностике внутрисемейного взаимодействия детей дошкольного возраста необходимо учитывать определяющее значение семьи и ближайшего семейного окружения для психического развития ребенка, а также роли игры как ведущего типа деятельности в формировании основных новообразований возраста. Методика «Семейная доска» учитывает оба эти аспекта, являясь адекватным инструментом для работы с ребенком дошкольного возраста (Анастази, 1982; Спиваковская, 1981; Пухова, 2001; Шведовская, 2006; Шведовская, Загвоздкина, 2013).

Приведенный анализ индивидуальных случаев показывает, что результаты диагностики средствами методики «Семейная доска» позволяют выявить специфику образа семьи у ребенка по параметрам эмоциональной дистанции между членами семьи, интенсивности и эмоциональной окраски этих взаимоотношений. При сопоставлении состава расстановки с реальным составом семьи можно выделить зоны проблемного взаимодействия, защитные реакции и психотравмирующие факторы в детско-родительских отношениях. Необходимо отметить, что схемы расстановки

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP022014/DSZ-117.htm