1 На правах рукописи
Орлова Ирина Николаевна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ
19.00.05 — социальная психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2013
2Работа выполнена на кафедре теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | кандидат психологических наук, доцент Донцов Дмитрий Александрович |
Официальные оппоненты: | Жуков Юрий Михайлович доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Сокуренко Михаил Борисович кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Одинцовского гуманитарного института |
Ведущая организация: | Санкт-Петербургский государственный университет |
Защита состоится 24 октября 2013 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан 20 сентября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
3 Общая характеристика работы
Актуальность исследования обусловлена происходящими в нашем обществе на современном этапе развития значительными социальными, культурными, экономическими и политическими преобразованиями, которые приводят к трансформации существовавших ранее норм и традиций и способствуют изменению стиля и образа жизни людей, в том числе студенческой молодёжи. В этой связи особенно остро встаёт вопрос сохранения и развития основополагающих социальных институтов, в частности института семьи, с присущими ей традиционными ценностями, с учётом наметившихся социально-культурных изменений во взаимодействии партнёров в семейном союзе и, прежде всего, их готовности к созданию семьи.
В ряде исследований отечественных и зарубежных ученых (Е. В. Бондаревская, С. Н. Варламова, Н. А. Деева, В. А. Караковский, К. Кирпатрик, А. В. Носкова, С. Рейч и др.) отмечается, что в настоящее время можно говорить о некотором кризисе института семьи. В частности, на современном этапе развития нашего общества ученые допускают возможность снижения значимости ценностей семьи и семейных отношений в связи с формированием новой идеологии, основанной на приоритете индивидуалистического Я, утратой традиционных семейных ценностей, разрушением семейного уклада, обычно низким уровнем представлений о родительских функциях.
В то же время многие современные исследователи (А. С. Батнасунов, С. И. Журавлева, С. В. Заев, Н. Х. Орлова, И. С. Якунина и др.) в проводимых социологических обследованиях и опросах фиксируют факт выбора современной молодёжью ценностей семьи среди значимых. При этом в указанных исследованиях не проводится интерпретация этого факта с точки зрения представлений молодёжи о семье. Практически отсутствуют современные комплексные исследования социально-психологических составляющих готовности к созданию семьи, выявление которых необходимо, в частности, с целью построения социально-психологических и психолого-педагогических программ для социальной работы с молодёжью (в том числе со студентами).
Цель исследования — выявить особенности структуры социально-психологической готовности современной молодёжи к созданию семьи.
Объект исследования — социально-психологическая готовность молодёжи к созданию семьи.
Предмет исследования — степень выраженности и взаимосвязи компонентов социально-психологической готовности студентов к созданию семьи.
Гипотезы исследования. В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что для большинства современных российских студентов характерен высокий и средний уровни социально-психологической
4готовности к созданию семьи, которые обусловлены выраженностью ряда компонентов, входящих в структуру готовности и представляющих в основном ее социально-ролевой блок.
Будучи теоретической по своему характеру, основная гипотеза требует конкретизации путем выдвижения частных гипотез, которые могут быть напрямую проверены эмпирически.
Согласно первой частной гипотезе, в структуре социально-психологической готовности российской студенческой молодёжи к созданию семьи наиболее выраженными компонентами являются значимость эмоциональных отношений, готовность решать бытовые вопросы, ответственность и настрой на конструктивный выход из конфликтов.
Согласно второй частной гипотезе, существуют гендерные и социально-региональные различия в выраженности компонентов структуры социально-психологической готовности к созданию семьи. В индивидуально-типических особенностях становления структуры социально-психологической готовности к созданию семьи проявляются как традиционные взгляды студенческой молодежи на семью, так и современные установки на смещение гендерных ролей и проявление индивидуализма в семейных отношениях.
Согласно третьей частной гипотезе, повысить уровень социально-психологической готовности студентов к созданию семьи сможет социально-психологический тренинг, направленный на развитие основных компонентов социально-ролевого блока в структуре готовности (значимость эмоциональных отношений, готовность решать бытовые вопросы и настрой на конструктивный выход из конфликтов).
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами исследования нами были сформулированы основные задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме готовности молодежи к созданию семьи.
2. Определить основные принципы, подобрать научно-методический инструментарий и разработать программу эмпирического исследования.
3. Осуществить эмпирическое исследование социально-психологической готовности студентов к созданию семьи.
4. Обработать полученный эмпирический материал и проинтерпретировать выявленные факты и закономерности.
5. Разработать и реализовать программу авторского тренинга, нацеленного на повышение социально-психологической готовности студенческой молодежи к созданию семьи, определить ее эффективность.
6. На основании интерпретации полученных эмпирических данных сформулировать итоговые выводы работы и предложить практикоориентированные рекомендации.
Методический инструментарий исследования. Для проверки истинности выдвинутых основной и частных гипотез и решения задач исследования помимо теоретического анализа психологической и
5социологической научной литературы, анкетного опроса, анализа статистико-документального материала и опроса экспертов, нами были использованы следующие психодиагностические методики: «Ролевые ожидания и притязания в браке» (автор — А. Н. Волкова), «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» (автор — К. У. Томас, адаптация Н. В. Гришиной), «Оценка сексуального профиля» (авторы — М. Яффе и Э. Фервик, адаптация О. Ф. Потёмкиной), «Диагностика межличностных отношений» (автор — Т. Лири, модификация Ю. А. Решетняк и Г. С. Васильченко).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось в 2010—2011 году на базе гуманитарных вузов Москвы и Омска (ГБОУ ВПО МГПУ; ГБОУ ВПО МГППУ; НОУ ВПО ОмЮИ). Всего в исследовании приняли участие 180 респондентов — студенты в возрасте от 18 до 25 лет, в том числе 121 девушка и 59 юношей. Студенты-москвичи — 107 человек, студенты-омичи — 73 человека.
Достоверность результатов проведённого исследования и обоснованность сделанных на их основе выводов обеспечивалась использованием методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования, привлечением обширного теоретического и фактического материала, репрезентативностью выборки, а также использованием методов статистической обработки данных (SPSS 17.0: коэффициент корреляции Пирсона, U-критерий Манна-Уитни, φ-критерий Фишера), последовательной и логически выдержанной интерпретацией выявленных и зафиксированных в ходе исследования фактов и закономерностей.
Теоретико-методологическую основу исследования, включающую комплексный, системный, субъектный подходы, составляют общеметодологические принципы детерминизма, гуманизма, развития, историзма, которые были обоснованы в научных трудах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и других учёных.
Теоретической базой нашего исследования является концепция А. В. Петровского о восхождении личности к социальной зрелости, подходы к анализу развития семьи как малой социальной группы (Ю. Е. Алёшина, Г. М. Андреева, А. И. Донцов, М. Ю. Кондратьев, О. А. Карабанова, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, В. Г. Юстицкис и др.), концептуализированные данные о социально-возрастных особенностях молодежи, в том числе студентов (И. В. Дубровина, И. С. Кон, Т. Д. Марцинковская, А. М. Прихожан и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключаются в дополнении и уточнении знаний о взглядах молодёжи на семью в конкретные исторические периоды развития общества и социально-психологических аспектах готовности молодёжи к семейной жизни на современном этапе.
Обоснована структура социально-психологической готовности современной молодежи к созданию семьи; выявлены компоненты социально-психологической
6готовности российских студентов к созданию семьи и определена их зависимость от пола и социально-региональной среды; показаны взаимосвязи между изученными компонентами готовности к семейной жизни, позволяющие выявить современные тенденции в формировании представлений молодых людей на проблему семьи, распределение семейных ролей и функций, власти и ответственности.
Определены и эмпирически обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование ряда компонентов готовности студенческой молодёжи к созданию семьи. Полученные результаты и выводы создают предпосылки для дальнейшего научного изучения особенностей и факторов готовности современной молодёжи к семейной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в расширении практикоориентированных знаний о путях повышения готовности студенческой молодёжи к созданию семьи и в разработке и апробации программы соответствующего социально-психологического тренинга для современных российских студентов.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для педагогов и психологов при проведении развивающих занятий, коммуникативных тренингов со старшими школьниками и студентами и в процессе обучения по дисциплинам, направленным на их подготовку к семейной жизни («Этика и психология семейной жизни», «Психология семьи и семейное консультирование» и т. п.).
Полученные в ходе исследования эмпирические данные и их психологический анализ будут актуальными в процессе индивидуального и семейного психологического консультирования.
Теоретические и практические выводы, сделанные на основе исследования, могут стать научно-выверенной основой процесса оказания психологической помощи и поддержки молодым людям, желающим создать стабильную полноценную семью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для современной российской студенческой молодёжи семья является значимой мировоззренческой ценностью: большинство молодых людей ориентированы на вступление в брак, воспитание детей и создание крепких семей. Социально-психологическая готовность студенческой молодёжи к созданию семьи проявляется в высокой выраженности психологических компонентов, которые можно объединить в два блока — социально-ролевой и личностный. Социально-ролевая готовность к созданию семьи включает: значимость эмоциональных отношений, установку на общность интересов, готовность решать бытовые вопросы, значимость внесемейной социальной активности, отношение к родительско-воспитательной функции, значимость интимно-сексуальных отношений, настрой на конструктивный выход из конфликтов. Личностная готовность предполагает понимание любви как высшей ценности, доминантность, ответственность, уверенность в себе,