Обзор исследования С. Кифер и Э. М. Риан, посвящённого восприятию школьниками младшего подросткового возраста характеристик социальной успешности
А. А. Волков
аспирант кафедры социальной психологии развития Факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва
Данная обзорная статья освещает исследования американских ученных С. Кифер и Э. М. Риан, направленные на анализ восприятия учащимися различного рода характеристик, которые ассоциируется с социальным успехом. Данные исследования были опубликованы в 2011 году в Journal of Applied Development Psychology (№ 32, стр. 218—226) и до этого времени не были представлены на русском языке. Целью данной статьи является знакомство отечественных психологов с данными исследований восприятия американских школьников различных характеристик социального успеха в раннем подростковом периоде.
Ключевые слова: социальный успех; восприятие; подростковый возраст; учащиеся.
Введение
В настоящее время в науке вновь повысился интерес к субкультурным феноменам в подростковом возрасте, в том числе, к нормам и ценностям, распространенным в этой среде, особенно, в связи с резко возросшими случаями издевательств и агрессивного поведения по отношению к сверстникам и резким снижением «искреннего» и «ответственного» поведение в классе, а также изменением критериев оценки социального успеха и высокого социального статусах [13]. Данные последних лет, в целом, согласуются с теорией Моффитта о «переходном возрасте», характеризующей ранний подростковый возраст как период смены социальных ориентаций, но требуют уточнения с точки зрения специфики социальных ориентаций современных подростков и определения факторов, обеспечивающих их возникновение в подростковой среде. В данной статье речь идет об особенностях восприятия современными подростками характеристик социальной успешности.
Ряд исследователей, таких как Браун, Мори, Кинни, Эдер, [2] считают, что в раннем подростковом периоде среди школьников возникает категория «влиятельных», «популярных» или «лидирующих» учеников. Но, не смотря на то, что только небольшой процент учащихся имеет высокий социальный статус, они легко идентифицируются и являются предметом повышенного интереса со стороны учащихся с самыми разными социальными статусами. Высокий интерес и повышенное внимание подростков к принятым среди сверстников нормам отражает у них наличие острой потребности
в принятии их ровесниками и желание получения одобрения с их стороны [2]. В раннем подростковом возрасте успехи в области когнитивного развития упрощают процесс социального сравнения себя со сверстниками и становятся новым критерием в оценке других и в оценке себя самого. Представления учеников о характеристиках, которые у них ассоциируются с социальным успехом, сформированные в раннем подростковом возрасте, являются важным аспектом их социального развития.
Предыдущие подобные исследования характеристик молодёжи, имеющей высокий статус, в основном опирались на опросы по внутригрупповому выбору, в связи с чем, на данный момент сложилась ситуация, в которой ощущается нехватка данных, полученных в результате исследований индивидуального восприятия определённых характеристик социального успеха. Внушительная часть теоретических и эмпирических исследований сосредоточены на проблемном поведении по отношению к социальному статусу «крутой» или «популярный» (например, агрессия, которая рассматривается в работах: Моффитта, Карда, Киллиссена, Майо, Роуза, Хоффа, Свенсона и Уоллера) [5]; [7]; [8]; [12]; [14]; [23], что в неполной мере раскрывает данную проблематику.
Актуальность исследования С. Кифер и Э. М. Риан [16] связана с расширением ими понимания того, как с течением времени меняется восприятие учениками характеристик, ассоциирующихся с социальных успехом, с изучением различных факторов, определяющих восприятие социального успеха и их ранжированием, а также с изучением возрастных изменений в данной системе представлений подростков.
Изменения в раннем подростковом возрасте характеристик социального успеха
В своём исследовании авторы просили учеников оценить характеристики, которые они связывают с социально успешными детьми. Данные характеристики охватывают ключевые характеристики, которые были выявлены в предшествующем исследовании, проведенном среди подростков, и которые включали в себя «искреннее», «ответственное», «доминирующее», «лицемерное» поведение, а также внешний вид и телосложение. Так же в своём исследовании они использовали, описанное Моффиттом в 1993 году, явление «переходный возраст» в качестве концептуальной основы исследования изменений в восприятии социального успеха в раннем подростковом возрасте. Согласно Моффиту, подростковый возраст является периодом, когда молодые люди используют систему ценностей сверстников в качестве средства приобретения некоторых особенностей и черт взрослых людей, прощаясь со своими детскими ориентирами. В раннем подростковом возрасте состояние физического взросления детей и период полового созревания стимулируют их интерес к статусу взрослого человека, к которому они стремятся ещё до того, как общество предоставит им более широкие права и обязанности, типичные для взрослых. В «период созревания» подростки становятся менее заинтересованными в характеристиках, представляющих детские нормы и ценности, и становятся более увлечёнными сверстниками, воплощающими в себе девиантные характеристики и качества, представляющие большую независимость
и меньшую степень детского поведения. Таким образом, ровесники, демонстрирующие агрессию, становятся более привлекательными примерами для подражания, а послушные ученики в основном отходят на «задний план».
Не смотря на то, что рамки «переходного возраста» предоставляют конкретные гипотезы относительно направления моделей развития, данное понятие не предусматривает ранжирование характеристик, связанных с социальным успехом в подростковом возрасте. Большинство из них сосредоточено преимущественно в одном направлении (в частности, на «агрессии») и показывает, что «агрессивное» поведение чаще всего ассоциируется с социальным статусом во время переходного возраста у подростков [14]; [15]. Такая однобокость и контекст исключительно негативных тенденций развития в данной сфере не даёт полного представления о динамике восприятия подростками социального успеха. Авторы исследования подчёркивают, что давление со стороны сверстников не является негативной и монолитной силой в жизни подростков. Многие работы показали важность искренних и социально-ориентированных атрибутов для формирования дружеских отношений и достижения популярности [3]; [6].
В контексте «переходного возраста» и предварительных исследований социального статуса в раннем подростковом возрасте авторы ожидали, что восприятие учащимися социально успешных сверстников как «искренних» и «ответственных» со временем снизится, тогда как уровень восприятия того, что социально успешными являются «доминирующие» и «лицемерные» подростки, будет увеличиваться. Однако, несмотря на то, что авторы ожидали увеличения одобрения таких характеристик, как «доминирование» и «неискренность», они не предполагали, что уровень этого одобрения превзойдёт уровень одобрения «искреннего» и «ответственного» поведения. Предполагалось, что будут увеличиваться «негативные» характеристики, но ученые не предполагали, что эти характеристики существенно опередят более «позитивные» характеристики. Кроме того, полной неожиданностью стало то, что учащиеся были убеждены в важности для социального успеха таких характеристик, как внешняя привлекательность и «спортивное телосложение». Более того, со временем важность этих характеристик только возрастает и они становятся более ценными, ввиду усиленного внимания к зарождающемуся сексуальному влечению и спортивным достижениям, характерным для данного отрезка жизни. Эти данные, в целом, согласуются с данными Клоссона [9], который при обследовании учеников средней школы просил их назвать слова, описывающие такие свойства, как «популярный», «привлекательный», «спортивный» и «хорошо одетый». Среди приводимых определений наиболее часто упоминались такие описания, как: «клевый», «тот, у кого много друзей», что скорее является синонимом популярности, а не характеристиками, обуславливающими её [9]. Он в своих исследованиях также обнаружили, что отзывы о внешней привлекательности были наиболее частыми, когда речь шла о популярности среди подростков. Так же выяснилось, что социально ориентированное поведение упоминалось чаще, чем «доминирующее» или антисоциальное.
Восприятие учащимися характеристик социального успеха
Большинство исследований характеристик социального статуса, опирались на опросники по внутригрупповому выбору [26]. Исследователи просили детей назвать учащихся, которых они считают «популярными», «клевыми», или которые им нравятся, кого они считают своими друзьями. Тем детям, которые чаще всего упоминались в опросах, присваивался высокий социальный статус. В рамках этого исследования, детей также попросили составить список учеников, которые проявляют различные типы поведения в школе, например, «хорошо сотрудничают с другими», «высмеивают других», или «усердно занимаются в школе», чтобы установить связь с про-социальным, агрессивным и академическим поведением, соответственно. Положительные ассоциации между теми, кому был присвоен высокий статус и поведением интерпретировались как атрибуты, определяющие социальный статус в среде ровесников. Например, исследования, подтвердившие, что дети, считающиеся «популярными», так же являются и «агрессивными», свидетельствуют о том, что данная социальная система поддерживает агрессивное поведение [15]; [17].
Другие исследования [26], проводимые по принципу опросника по внутри-групповому выбору могут быть охарактеризованы как направленные на «целевые эффекты» [11]. Номинации представляются в совокупности на уровне группы путём подсчёта числа упоминаний, присвоенных каждому ребёнку в классе или школе, и, таким образом, единицей анализа является цель или получатель номинаций. Результаты отражают уровень согласия со стороны сверстников в отношении социального статуса или социального поведения каждого отдельного ученика в классе. Тем не менее, связь между указанным в опросе социальным статусом и перечисленными типами поведения, свойственными этому статусу, необязательно означает, что такая связь существует и в умах учеников. Отдельно взятые школьники не выдвигали одних и тех же учеников и как «популярных», и как «агрессивных», хотя исследователи зафиксировали положительную связь между популярным статусом и агрессивным поведением.
В интервью, проводимых в рамках исследования, выяснилось, школьников интересовало то, что приводит к социальному успеху в группе сверстников, однако, подобных интервью было проведено существенно меньше, чем исследований по общегрупповым опросникам. Исследователи проводили интервью параллельно с наблюдениями. Некоторые из этих работ выявили динамику восприятия социального статуса в раннем подростковом возрасте. Например, исследователи очень подробно и детально описали сложности, с которыми сталкиваются популярные школьницы, которых большая часть учеников считает заносчивыми и высокомерными и зачастую недружелюбными по отношению к друзьям и другим учащимся в школе. Исследования такого рода, как правило, сосредоточены на отдельных группах учеников в рамках одной школы. Возрастные психологи провели исследование на более многочисленной выборке, что позволило шире взглянуть на восприятие учащимися того, что делает их сверстников популярными.
Гендерные различия
Дополнительная цель настоящего исследования состояла в выявлении гендерных различий в восприятии подростками характеристик социального успеха.
В исследовании, касающемся американцев европейского происхождения, было выявлено, что мальчики выказывали больше одобрения таким характеристикам, как «доминирование», внешность и атлетическое телосложение, чем девочки. Девочки же, в свою очередь, больше отдавали предпочтение «искренности», чем мальчики. Кроме того, по отношению к социальному статусу не было выявлено никаких гендерных различий в одобрении таких характеристик как «неискренность» или «ответственность». Грэхем, Тэйлор и Хадли выявили, что девочки и белые мальчики ценят достижения одноклассников выше, чем мальчики, принадлежащие к этническим меньшинствам. Обнаружилось, что мальчики чаще девочек называют характеристику «доминирование» важной для популярности. Данное отношение гендерных различий оставалась неизменным как для афроамериканцев, так и для американцев европейского происхождения.
Групповые различия заключаются преимущественно в том, упоминают ли ученики определенные характеристики или нет. Исследование Кифер и Риан распространяется за пределы этих концепций за счет оценки групповых различий по среднему уровню признания различных характеристик [16].
Так мальчики [16] склонны к более высокому одобрению «доминантного» поведения, привлекательного внешнего вида и атлетических характеристик по сравнению с девочками. Согласно этим исследованиям девочки более высоко оценивают «искреннее» поведение, чем мальчики. Учитывая, что в исследованиях Кифер и Риан выборка состоит приблизительно поровну из афроамериканцев и американцев европейского происхождения, они рассматривали зависимость гендерных различий от этнической принадлежности, а также исследовали наличие неких главных эффектов этнической принадлежности. В виду отсутствия существенной теоретической или эмпирической основы для прогнозирования связи между полом и этнической принадлежностью, Кифер и Риан учитывали вовлечение этнического аспекта как эксперимент.
Краткий обзор настоящего исследования
Школы
Данные были собраны в рамках «Проекта Переходного Возраста» (Adolescent Transitions Project) Университета Иллинойса, представляющего собой двухгодичное исследование, направленное на изучение изменений в академической и социальной адаптации в период перехода в среднюю школу. На момент начала исследования испытуемыми били учащиеся шестого класса одной из пятнадцати начальных школ, постепенно переходящие в одну из трёх средних школ, куда они поступали для обучения в седьмом классе. Этнический состав начальных школ в среднем был представлен 50% афроамериканцев, 46% американцев европейского происхождения и 4% других этнических групп (тринадцать из пятнадцати начальных школ имели в среднем соотношение — 40—60% между школьниками афроамериканцами
и американцами европеоидами, тогда как в двух школах были немного иные численные комбинации: 72%, 20%, 8% и 57%, 30%, 13% соотношение между афроамериканцами, американцами европейского типа соответственно и представителями других этнических групп). В средних школах этнический состав был представлен в следующем процентном соотношении: 48% афроамериканских учеников, 48% европейских американцев и 4% школьников, принадлежащих к иным этническим группам (процентное соотношение в каждой из трёх средних школ было 46%, 53%, 1%; 37%, 61%, 2%; и 59%, 31%, 10% для афроамериканцев, американцев европейского происхождения и других этнических групп). Эти школы, имеющие преимущественно контингент с низким доходом (66% учеников начальной школы и 59% учеников средней школы претендовали на льготы в виде бесплатного питания) располагались в поселениях, не имеющих статуса города, и были рассчитаны на небольшие группы населения [25].
Алгоритм действий
Письма с описанием проекта вручались всем школьникам за две недели до сбора данных, с возможностью забрать их домой. Если родители были против участия их детей в опросе, то, согласно инструкции, им следовало вернуть предлагавшуюся форму учителю, позвонить в школу или связаться с самими исследователями в университете, по номеру, указанному в письме. Менее пяти процентов родителей не дали согласия на участие своих детей в исследовании.
Опросы проводились непосредственно в школьных классах. Инструкции и вопросы зачитывались вслух, в то время как ученики параллельно читали их в своих формах и отвечали. Школьникам было сообщено, что цель исследования — выявить особенности поведения подростков, а так же что участие в исследовании является добровольным. Учащиеся были заверены, что вся информация, полученная в опросе, совершенно конфиденциальна. Авторы проекта посещали школы дополнительно, чтобы провести опрос с теми учащимися, которые отсутствовали в основное время проведения исследования.
Участники
Кифер и Риан [25] исследовали изменения в процессах социального восприятия учеников, при переходе в среднюю школу, поэтому в исследовании принимали участие лишь те учащиеся, которые перешли из начальной школы в среднюю (то есть те, по которым имелись данные в начальной школе и могли быть получены данные в определенное время обучения в средней школе). Ученики, не принадлежащие к числу афроамериканцев или американцев европейского происхождения, не рассматривались отдельно, так как их количество было недостаточным для прослеживания этнических различий. После формирования выборки, в ней осталось 23%, 31% и 46% участников в каждой средней школе, где проводился эксперимент, из которых 40% составили ученики, которые перешли из двух крупнейших начальных школ, а остальные 60% — приблизительно в равной степени из остальных тринадцати начальных школ.
Не было никаких существенных различий между испытуемыми участвующими в лонгитюдной части исследования,
и учащимися, исключёнными из этого числа (то есть, теми, по которым были данные только в начальной школе, или только в средней школе), по половому признаку.
Критерии Восприятия социального успеха школьниками
В данном исследовании была адаптирована система критериев [24] для оценки восприятия школьниками характеристик социального успеха среди сверстников. Изначально критерии были разработаны для учащихся старших классов, поэтому авторы пересмотрели данные критерии и выбрали те из них, которые подходили для учащихся шестого и седьмого класса. Школьники оценили каждый пункт по пятибалльной системе (в которой 1 — «совершенно не согласен», 3 — «отчасти согласен», 5 — «полностью согласен»). Основной формулировкой каждого пункта было: «Подростки, у которых много друзей и которые хорошо ладят с другими, это те, кто...» [1]; [4]; [18]. Пять различных графиков были составлены путём вычисления средней величины соответствующих пунктов шкалы.
• Шкала «искреннего» поведения была разделена на пять различных пунктов, сосредоточенных на восприятии честности и умения слушать других как части социального успеха (например, «честные», «те, кто готов потратить время на то, чтобы выслушать другого»).
• Шкала «ответственного» поведения включает в себя четыре направления, охватывающих восприятие хорошего поведения учеников как часть социального успеха (например, «усердно учится», «слушается учителя»).
• «Доминирующее» поведение имело четыре элемента, которые были нацелены на понимание того, что контролирование других людей с помощью силы или запугивания связано с социальным успехом (например, «могут заставить других делать то, что они хотят», «самые грубые»).
• Шкала «лицемерного» поведения делилась на три пункта, направленных на восприятие «мошеннического» или «вводящего в заблуждение», «обманчивого» поведения как части социального успеха (например, «притворяется, что ему все нравятся», «притворяется, что заботится о других»).
• Шкала характеристик внешности и телосложения подразделялась на пять пунктов, сфокусированных на восприятии атрибутов внешнего вида, от которых зависит социальный успех (например, «хорошо одевается», «отлично выглядит», «хорош в занятиях спортом»).
Поскольку данные критерии не применялись прежде к такой возрастной группе, был проведен предварительный анализ факторов [20], чтобы убедиться, что они подходят и для более юного возраста. Анализ принципиально важных факторов затронул двадцать одну характеристику, ассоциируемую с социальным успехом на первом этапе исследования. Были выделены факторы, которые упоминались чаще одного раза. Дальнейший анализ выявил пять основных факторов, что составило 57.85% общего числа вариаций. Пять факторов [24] соответствуют пяти характеристикам, связанным с социальным успехом: «искреннее», «ответственное», «доминирующее» и «лицемерное» поведение подростков, характеристики внешнего вида и спортивного телосложения.