Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Московский городской психолого-педагогический университет

Кафедра физического воспитания и ОБЖ

Контрольно-измерительные материалы
по физическому воспитанию
для студентов МГППУ
всех специальностей и форм обучения

Учебно-методическое пособие

Составители:

канд. пед. наук, доцент А. В. Гусев

канд. пед. наук, доцент А. С. Болдов

канд. пед. наук, доцент К. Б. Илькевич

канд. пед. наук, доцент Р. А. Корнеев

Москва

2013

2

УДК

796/799
К 65

Рецензент:

В. Д. Медведков, доктор пед. наук, профессор кафедры ФК и БЖ ГГХПИ

 

К65

Контрольно-измерительные материалы по физическому воспитанию для студентов МГППУ всех специальностей и форм обучения. / сост. А. В. Гусев, А. С. Болдов, К. Б. Илькевич, Р. А. Корнеев. — Москва: МГППУ, 2013. — 92 с.

Учебно-методическое пособие может быть полезно преподавателям и студентам учебных заведений высшего профессионального образования, обучающихся по всем специальностям при изучении дисциплины «Физическая культура».

 

УДК 796/799

 

 

© Гусев А. В., Болдов А. С.,
Илькевич К. Б., Корнеев Р. А.,
составление, 2013

© Оформление. ГГХПИ, 2013

3

Содержание

 

Введение

4

1. Система вводного учета студентов и распределение их по группам здоровья

6

 

1.1. Примерные составляющие системы вводного учета студентов

8

 

1.2. Принципы распределения студентов по группам здоровья на основе полученных результатов

18

2. Рейтинговая система учета текущей и промежуточной аттестации студентов основного и подготовительного учебного отделения

20

3. Примерные контрольные нормативы для оценки физической подготовленности студентов основного и подготовительного отделений

27

4. Специфические отличия занятий по физическому воспитанию со студентами специального медицинского отделения

29

5. Рейтинговая система учета текущей и промежуточной аттестации студентов специального медицинского отделения

35

6. Педагогические тесты и контрольные упражнения для оценки общей физической подготовленности студентов специального учебного отделения

42

7. Темы рефератов для студентов специального медицинского отделения по дисциплине «Физическая культура»

45

8. Специфические отличия занятий по физическому воспитанию со студентами спортивного отделения

46

9. Рейтинговая система учета текущей и промежуточной аттестации студентов спортивного отделения

47

10. Примерные контрольные нормативы для оценки динамики профессионального развития студентов спортивного отделения

53

11. Контрольные вопросы промежуточного среза знаний студентов дневной формы обучения

54

12. Специфические отличия занятий по физической культуре у студентов очно-заочной формы обучения

59

13. Темы лекционного материала для студентов очно-заочного отделения

60

14. Перечень вопросов по физической культуре для студентов очно-заочной формы обучения

71

15. Список литературы для подготовки к зачету

72

Приложения

76

4

Введение

Кафедра физического воспитания, физической культуры в ВУЗе занимает отдельное, обособленное место. Деятельность кафедры интегрирована в процесс образования и носит характер опосредованного, но тем не менее важного воздействия на обучающихся в ВУЗе студентов. С одной стороны она призвана решать задачи физического совершенствования студентов, удовлетворения их потребностей в физической активности и простейшей реализации собственного «Я» посредством различных методик физического воспитания и соревновательной деятельности. С другой стороны, в непосредственные задачи кафедры входит воспитание достаточного физически развитого, здорового как физически, психически, так и социально индивидуума, подготовленного к дальнейшей продолжительной активной жизни и трудовой деятельности с учетом различных отклонений в физическом развитии студентов и их психологической и социальной готовности к обучению в высшем учебном заведении. Ни для кого не секрет, особенно для психологов, изучающих возрастную психологию, что студенты первых курсов приходят в ВУЗ не подготовленными психически и социально к тем требованиям и возможностям, которые им предоставляет высшая школа. Только на последующих курсах к ним приходит понимание практически полной самостоятельности при обучении и соответственно связанной с ней ответственности за принятие собственных решений. Опять же, в связи со сложившейся в наше переходное время экономической ситуацией они вынуждены устраиваться на работу еще в процессе обучения в ВУЗе, что в свою очередь влечет падение посещаемости занятий по физическому воспитанию от курса к курсу. Еще одним фактором, влияющим на интерес, а, соответственно и успеваемость студентов можно выделить те подходы к реализации задач физического воспитания, доставшиеся нам в наследство от старой системы физического воспитания, разработаной еще в глубоко идеалогизированной системе советской педагогики, где главным приоритетом в физическом воспитании было выполнение контрольных нормативов студентами (ГТО и т. д.) либо в ущерб их здоровью, либо искажение действительного положения дел посредством «приписок». В настоящее время нам досталось от той системы во-первых, сама система организации физического воспитания в ВУЗах, во-вторых, система жестко регламентированных, усредненных, контрольных нормативов и в-третьих, абсолютная уверенность преподавателей по физическому воспитанию, что именно такая система контрольных нормативов является главной измерительной величиной для выставления студентам зачета наряду с посещением. Редкие представители преподавательского состава, имеющие творческий подход в своей работе, а их, к сожалению, меньшинство, расширяют в своей работе регламентированные рамки и оценивают своих учеников не по численным характеристикам сданных семестровых нормативов а, хотя бы по динамике развития достижений и, иногда просто по посещениям

5

занятий. Таким образом, получается, что в работе со студентами ВУЗов и учете их достижений в дисциплине «физическая культура», учитывая все вышесказанное, нам представляется необходимым использовать системный подход к решению задач физического воспитания в ВУЗе путем не только физического, но и, пусть опосредованно, психического и социального совершенствования занимающихся. В соответствии с обозначенным нами подходом, мы считаем целесообразным разработать психологические тесты и социологические опросники совместно с соответствующими группами ученых (психологов и социологов), и включить их в семестровые зачетные батареи тестов. К тому же, мы считаем, что главным критерием успеха в физкультурно-спортивной работе и физическом совершенствовании студентов является именно учет динамики развития показателей контрольных нормативов, психологических тестов и социологических опросов.

6

1. Система вводного учета студентов и распределение их по группам здоровья

Система распределения студентов в ВУЗе по дисциплине «физическая культура» лежит в сфере ведения кафедры физического воспитания и спорта. В высшее учебное заведение поступают бывшие школьники, которые по мере обучения в школе «приобрели» большое количество как физических, так психологических и социальных проблем и комплексов. Как мы уже упоминали выше, при поступлении, студенты попадают в незнакомую им образовательную среду и поначалу возникает некоторая дезорганизация потребностно-ценностной ориентации студентов и повышается уровень нагрузок. Адаптация студентов к новым для них интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей в ВУЗе своего решения на протяжении всех лет обучения. Общее снижение здоровья студентов, а, как правило, снижение здоровья за время обучения в школе достигает, по разным данным от 30 до 50%, должно вести к комплексному системному пути укрепления здоровья на базе высших учебных заведений, основанному на глубокой дифференциации, выборе педагогических технологий, форм организации учебного процесса, дозирования учебных нагрузок с учетом многих факторов. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит физическому воспитанию.

Необходимыми элементами физического воспитания студентов являются вводный контроль и рейтинговая технология физического развития и физического совершенствования, адаптированная к особенностям соответственно сформированных групп студентов.

По нашему мнению, наиболее целесообразно, в диагностике вводного учета использовать тестирования, подразделяющиеся на три основных составляющих:

Тесты на оценку физического здоровья:

▪ контрольно-измерительные тестирования (составление общей картины физического развития студентов (антропометрические);

▪ функционально-двигательные тестирования (оценка общего функционального состояния студентов на момент тестирования (развитие основных двигательных качеств и реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем на дозированную нагрузку);

▪ медицинское тестирование (обработка предоставленной студентами медицинской документации и измерение пульса в покое и артериального давления).

Тесты, отражающие уровень психического здоровья:

▪ внутриличностное тестирование — психологический тест «Мотивационное отношение студентов к физической культуре и спорту» (отражение

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/KmG-2013/KmG-092.htm