1 Московский городской психолого-педагогический университет
Кафедра физического воспитания и ОБЖ
Контрольно-измерительные материалы
по физическому воспитанию
для студентов МГППУ
всех специальностей и форм обучения
Учебно-методическое пособие
Составители:
канд. пед. наук, доцент А. В. Гусев канд. пед. наук, доцент А. С. Болдов канд. пед. наук, доцент К. Б. Илькевич канд. пед. наук, доцент Р. А. Корнеев |
Москва
2013
2 Рецензент:
В. Д. Медведков, доктор пед. наук, профессор кафедры ФК и БЖ ГГХПИ
К65 | Контрольно-измерительные материалы по физическому воспитанию для студентов МГППУ всех специальностей и форм обучения. / сост. А. В. Гусев, А. С. Болдов, К. Б. Илькевич, Р. А. Корнеев. — Москва: МГППУ, 2013. — 92 с. Учебно-методическое пособие может быть полезно преподавателям и студентам учебных заведений высшего профессионального образования, обучающихся по всем специальностям при изучении дисциплины «Физическая культура». |
| УДК 796/799 |
| © Гусев А. В., Болдов А. С., Илькевич К. Б., Корнеев Р. А., составление, 2013 © Оформление. ГГХПИ, 2013 |
3 Содержание
Введение | 4 |
1. Система вводного учета студентов и распределение их по группам здоровья | 6 |
| 1.1. Примерные составляющие системы вводного учета студентов | 8 |
| 1.2. Принципы распределения студентов по группам здоровья на основе полученных результатов | 18 |
2. Рейтинговая система учета текущей и промежуточной аттестации студентов основного и подготовительного учебного отделения | 20 |
3. Примерные контрольные нормативы для оценки физической подготовленности студентов основного и подготовительного отделений | 27 |
4. Специфические отличия занятий по физическому воспитанию со студентами специального медицинского отделения | 29 |
5. Рейтинговая система учета текущей и промежуточной аттестации студентов специального медицинского отделения | 35 |
6. Педагогические тесты и контрольные упражнения для оценки общей физической подготовленности студентов специального учебного отделения | 42 |
7. Темы рефератов для студентов специального медицинского отделения по дисциплине «Физическая культура» | 45 |
8. Специфические отличия занятий по физическому воспитанию со студентами спортивного отделения | 46 |
9. Рейтинговая система учета текущей и промежуточной аттестации студентов спортивного отделения | 47 |
10. Примерные контрольные нормативы для оценки динамики профессионального развития студентов спортивного отделения | 53 |
11. Контрольные вопросы промежуточного среза знаний студентов дневной формы обучения | 54 |
12. Специфические отличия занятий по физической культуре у студентов очно-заочной формы обучения | 59 |
13. Темы лекционного материала для студентов очно-заочного отделения | 60 |
14. Перечень вопросов по физической культуре для студентов очно-заочной формы обучения | 71 |
15. Список литературы для подготовки к зачету | 72 |
Приложения | 76 |
4 Введение
Кафедра физического воспитания, физической культуры в ВУЗе занимает отдельное, обособленное место. Деятельность кафедры интегрирована в процесс образования и носит характер опосредованного, но тем не менее важного воздействия на обучающихся в ВУЗе студентов. С одной стороны она призвана решать задачи физического совершенствования студентов, удовлетворения их потребностей в физической активности и простейшей реализации собственного «Я» посредством различных методик физического воспитания и соревновательной деятельности. С другой стороны, в непосредственные задачи кафедры входит воспитание достаточного физически развитого, здорового как физически, психически, так и социально индивидуума, подготовленного к дальнейшей продолжительной активной жизни и трудовой деятельности с учетом различных отклонений в физическом развитии студентов и их психологической и социальной готовности к обучению в высшем учебном заведении. Ни для кого не секрет, особенно для психологов, изучающих возрастную психологию, что студенты первых курсов приходят в ВУЗ не подготовленными психически и социально к тем требованиям и возможностям, которые им предоставляет высшая школа. Только на последующих курсах к ним приходит понимание практически полной самостоятельности при обучении и соответственно связанной с ней ответственности за принятие собственных решений. Опять же, в связи со сложившейся в наше переходное время экономической ситуацией они вынуждены устраиваться на работу еще в процессе обучения в ВУЗе, что в свою очередь влечет падение посещаемости занятий по физическому воспитанию от курса к курсу. Еще одним фактором, влияющим на интерес, а, соответственно и успеваемость студентов можно выделить те подходы к реализации задач физического воспитания, доставшиеся нам в наследство от старой системы физического воспитания, разработаной еще в глубоко идеалогизированной системе советской педагогики, где главным приоритетом в физическом воспитании было выполнение контрольных нормативов студентами (ГТО и т. д.) либо в ущерб их здоровью, либо искажение действительного положения дел посредством «приписок». В настоящее время нам досталось от той системы во-первых, сама система организации физического воспитания в ВУЗах, во-вторых, система жестко регламентированных, усредненных, контрольных нормативов и в-третьих, абсолютная уверенность преподавателей по физическому воспитанию, что именно такая система контрольных нормативов является главной измерительной величиной для выставления студентам зачета наряду с посещением. Редкие представители преподавательского состава, имеющие творческий подход в своей работе, а их, к сожалению, меньшинство, расширяют в своей работе регламентированные рамки и оценивают своих учеников не по численным характеристикам сданных семестровых нормативов а, хотя бы по динамике развития достижений и, иногда просто по посещениям
5занятий. Таким образом, получается, что в работе со студентами ВУЗов и учете их достижений в дисциплине «физическая культура», учитывая все вышесказанное, нам представляется необходимым использовать системный подход к решению задач физического воспитания в ВУЗе путем не только физического, но и, пусть опосредованно, психического и социального совершенствования занимающихся. В соответствии с обозначенным нами подходом, мы считаем целесообразным разработать психологические тесты и социологические опросники совместно с соответствующими группами ученых (психологов и социологов), и включить их в семестровые зачетные батареи тестов. К тому же, мы считаем, что главным критерием успеха в физкультурно-спортивной работе и физическом совершенствовании студентов является именно учет динамики развития показателей контрольных нормативов, психологических тестов и социологических опросов.
6 1. Система вводного учета студентов и распределение их по группам здоровья
Система распределения студентов в ВУЗе по дисциплине «физическая культура» лежит в сфере ведения кафедры физического воспитания и спорта. В высшее учебное заведение поступают бывшие школьники, которые по мере обучения в школе «приобрели» большое количество как физических, так психологических и социальных проблем и комплексов. Как мы уже упоминали выше, при поступлении, студенты попадают в незнакомую им образовательную среду и поначалу возникает некоторая дезорганизация потребностно-ценностной ориентации студентов и повышается уровень нагрузок. Адаптация студентов к новым для них интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей в ВУЗе своего решения на протяжении всех лет обучения. Общее снижение здоровья студентов, а, как правило, снижение здоровья за время обучения в школе достигает, по разным данным от 30 до 50%, должно вести к комплексному системному пути укрепления здоровья на базе высших учебных заведений, основанному на глубокой дифференциации, выборе педагогических технологий, форм организации учебного процесса, дозирования учебных нагрузок с учетом многих факторов. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит физическому воспитанию.
Необходимыми элементами физического воспитания студентов являются вводный контроль и рейтинговая технология физического развития и физического совершенствования, адаптированная к особенностям соответственно сформированных групп студентов.
По нашему мнению, наиболее целесообразно, в диагностике вводного учета использовать тестирования, подразделяющиеся на три основных составляющих:
Тесты на оценку физического здоровья:
▪ контрольно-измерительные тестирования (составление общей картины физического развития студентов (антропометрические);
▪ функционально-двигательные тестирования (оценка общего функционального состояния студентов на момент тестирования (развитие основных двигательных качеств и реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем на дозированную нагрузку);
▪ медицинское тестирование (обработка предоставленной студентами медицинской документации и измерение пульса в покое и артериального давления).
Тесты, отражающие уровень психического здоровья:
▪ внутриличностное тестирование — психологический тест «Мотивационное отношение студентов к физической культуре и спорту» (отражение