Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Самарбаева Наиля Камилевна

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

19.00.05 — Социальная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва 2012

2

Диссертация выполнена на кафедре менеджмента Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент
Валитова Алия Исхаковна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук,
профессор, член — корреспондент РАО,
декан факультета социальной психологии
Московского городского
психолого-педагогического университета
Кондратьев Михаил Юрьевич

кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной психологии
Московского государственного
областного университета
Филинкова Евгения Борисовна

Ведущая организация:

НИИ комплексных социальных исследований
Санкт-Петербургского государственного
университета (НИИКСИ СПбГУ)

Защита состоится 26 ян 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан « »_____________________ 2011 года

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена изменением статуса потребления в среде социально-значимых практик городской молодежи. Сегодня потребительское поведение становится стратегией поиска ориентиров в пространстве социальных групп, выступая способом выражения различий. Новые стратегии поведения в условиях размывания межгрупповых различий определяет Я-концепция, являясь, в свою очередь, результатом идентификации. В то же время, в период кризиса идентичности развитие личности связывается не только с традиционным пониманием социализации, но и с процессами самопостроения. По мнению ряда исследователей, возникновение новых социальных структур приводит к повышению субъектности человека посредством конструирования своего «Я», что свидетельствует о динамике саморазвития человека (Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, П. Бергер, К. Герген, Э. Гидденс, А. И. Донцов, Е. И. Дубовская, Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая, Г. Тэшфел, Дж. Тернер, Р. Харре, В. А. Ядов). Подобное понимание идентификационных механизмов становления и развития личности наиболее адекватно объясняется принципом интериоризации: механизмом перевода внешних воздействий во внутренний план, выдвинутым основоположником культурно-исторической психологии Л. С. Выготским. Рассматривая социальную среду не как фактор, а как источник развития личности, необходимо учитывать, что исследование поведения человека в различных стратегиях конструирования «Я» возможно при условии органичного и естественного вписывания моделей самопостроения в исторические, культурные, экономические дискурсы современности.

В этом контексте выделение объекта исследования — «городская молодежь» — в качестве особой социокультурной группы обосновано как статусом современной городской среды, так и характеристикой временной идентичности молодости. В отечественных исследованиях социализации молодежи отмечается появление нового городского пространства, где «молодость» становится эквивалентом ценности и выступает необходимым ресурсом достижения. В подобной ситуации актуализируются специфичные

4

для современной российской молодежи идентификационные и адаптационные ресурсы, в ряду которых значимое место занимает демонстративное потребление.

Таким образом, актуальность проблематики исследования определяется, во-первых, объективной потребностью в социально-психологическом анализе феномена потребления как значимой социальной практики, отражающей процессы конструирования идентичности и формирующей способы личностного самоосуществления. Во-вторых, потребительское поведение городской молодежи представляет собой продуктивный материал для исследования структурного содержания Я-концепции в пространстве групповой принадлежности, в решении проблемы раскрытия механизмов развития личности.

Цель работы — выявить особенности Я-концепции представителей городской молодежи с различными типами потребительского поведения.

Объект исследования: потребительское поведение в контексте социально-психологического развития личности.

Предмет исследования: структура Я-концепции представителей городской молодежи с различными типами потребительского поведения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы Я-концепции как регулятора социального поведения в отечественных и зарубежных исследованиях.

2. Систематизировать основные методические подходы к исследованию, адекватные поставленной проблеме.

3. Определить основные типы потребительского поведения городской молодежи.

4. Выявить особенности Я-концепции у представителей различных типов потребительского поведения

5. Проанализировать взаимосвязь структуры Я-концепции и типа потребительского поведения как ресурса социально-психологического личностного развития представителей городской молодежи.

5

Исходя из цели, предмета и задач исследования в качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в городской молодежной среде определенному типу потребительского поведения соответствует специфическая структура Я-концепции.

Основная гипотеза была конкретизирована в следующих частных гипотезах:

1. Особенности Я-концепции индивида взаимосвязаны с типом потребительского поведения, а именно: для типа потребителей, ориентированных на внешний мир, характерно преобладание социальной идентичности в структуре Я-концепции, а ориентированных на внутренний мир — преобладание личностной идентичности в структуре Я-концепции.

2. Для типа потребителей, ориентированных на внешне заданные образцы успеха, характерна структура Я-концепции, содержательно связанная с активной социальной самоидентификацией.

Методологической основой исследования служит подход к проблематике социального познания, сложившийся в отечественной традиции, раскрывающий связь между познанием и действием (Г. М. Андреева), культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, выдвигающая принцип развития в процессах интериоризации, концептуальные положения гуманистической психологии об изучении личности как саморазвивающейся системы (К. Роджерс, А. Маслоу), социальный конструкционизм, объясняющий человеческое поведение перемещением из сферы разума в сферу социального взаимодействия (К. Герген), теория социальной идентичности Г. Тэшфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера, теория личностных конструктов Дж. Келли, теория социального конструирования реальности (П. Бергер, Т. Лукман), концепция внутреннего и внешнего критерия в построении жизненных стратегий (К. А. Абульханова-Славская).

Методы исследования: анкетирование, направленное на выявление социально-демографических характеристик выборки испытуемых; методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); опросник изучения стиля жизни потребителя — Российский Индекс Целевых Групп (R-TGI — Russian Target

6

Group Index); модифицированный вариант методики «Репертуарные решетки» (Дж. Келли); опросник «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда (модификация Т. В. Румянцевой); методика «Тест-опросник самоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); методика «Диагностика локуса контроля» (Дж. Роттер).

Для обработки результатов эмпирических данных использовались качественные и количественные методы: процедуры факторного анализа (методом главных компонент с последующим Varimax вращением) и корреляционного анализа (коэффициент корреляции Ч. Спирмена). Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета SPSS.

Эмпирическая база исследования

Работа ад диссертационным исследованием осуществлялась в период 2008—2011гг. Общий объем выборки составил 411 человек на первом этапе: в возрасте 18—24 года — 48% и в возрасте 25—35 лет — 52%. На втором этапе из общего числа выборки были сформированы 5 групп по 30 человек в каждой группе. Количество человек в группе было ориентировано на наименьшее число выявленного типа потребителей. Таким образом, на втором этапе приняли участие в исследовании 150 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются, в первую очередь, в исследовании потребительского поведения как способа идентификации городской молодежи. Проанализированы стиль жизни и ценности потребителей в контексте динамики самопостроения личности. Эмпирическим путем установлена взаимосвязь особенностей Я-концепции с типом потребительского поведения. Обнаружены механизмы конструирования «Я» в специфике соотношения структурных и процессуальных характеристик Я-концепции потребителей. Установлено, что соотношение социальной и личностной идентичности в структуре Я-концепции взаимосвязаны с ориентацией на внешний или внутренний критерий жизненной стратегии. Определено доминирующее значение динамических характеристик — временной и социальной идентичности Я-концепции — в процессах личностного развития городской молодежи.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/SamarbaevaNK/SOp-a-025.htm