РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ
Т. А. Басилова
О СЛЕПЫХ ДЕТЯХ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ПРОБЛЕМАХ ИХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
МОСКВА
2009
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Басилова. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ
Т. А. Басилова
О СЛЕПЫХ ДЕТЯХ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ПРОБЛЕМАХ ИХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
МОСКВА
2009
ББК | 74.9 |
Б27 |
Басилова, Т. А. | |||
Б27 | О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания [Текст] / Т. А. Басилова; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2009. — 31 с. | ||
Автор — кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой специальной психологии МГППУ — более 35 лет работает с детьми, имеющими множественные нарушения. Касаясь состава и причин нарушений, ситуаций в семьях с такими детьми, она дает практические рекомендации по их воспитанию и обучению. Издание будет полезно родителям, другим членам семьи, всем, кто занимается с детьми с множественными нарушениями. | |||
ББК 74.9 | |||
© Басилова Т. А., 2009 | |||
© Российская государственная |
Введение
Много лет я, как психолог, участвовала вместе с врачами и педагогами в консультировании семей, где воспитывались дети с множественными нарушениями. Прежде всего это были дети, у которых было сразу два нарушения: зрения и слуха, и их принято было называть слепоглухими. Затем это были случаи слепоты и умственной отсталости, слепоты и системного нарушения речи, нарушения зрения и нарушений двигательной сферы, глухоты или тугоухости с дополнительными нарушениями и т. д. Результатами нашей консультации было описание состояния такого ребенка и рекомендации родителям по его воспитанию и обучению на дому или в специальном детском саду и школе.
Слепоглухих детей тогда можно было обучать только в Детском доме для слепоглухих в Подмосковье (г. Сергиев Посад) или в небольшом экспериментальном классе при школе глухих в Москве. Если ребенок был глухим или слабослышащим с небольшим нарушением зрения, мы старались направить его в специальные дошкольные «и школьные учреждения для глухих и слабовидящих, дав
соответствующие рекомендации по индивидуальному подходу к его обучению. Если ребенок был слепым с небольшим нарушением слуха, — в школы для слепых с индивидуальным подходом. Но специальные школы в 1970—1980-е гг. неохотно принимали таких детей. И не во всех таких школах были классы для слепых или глухих детей с легкой умственной отсталостью, а о классах для детей с выраженной умственной отсталостью или со сложным нарушением можно было только мечтать. Поэтому часто дети оставались дома или родители были вынуждены устраивать их в учреждения социальной защиты по месту жительства.
Тридцать лет тому назад можно было говорить, что тотальная слепота с разными дополнительными нарушениями встречалась достаточно редко. Почти всегда это были случаи, когда врожденная слепота сочеталась с выраженной умственной отсталостью или легкими нарушениями слуха. Но в последнее десятилетие приходилось все чаще сталкиваться с проблемами обучения и воспитания детей именно с врожденной слепотой и разными дополнительными нарушениями. Родители таких детей ищут помощи у специалистов сразу после рождения, испытывают большие трудности, чтобы устроить ребенка в специальный детский сад или школу. О том, как можно помочь этим родителям, я и хочу рассказать.
Состав слепых детей с дополнительными нарушениями и его изменение
За более чем 35 лет практики передо мной прошло около 500 случаев сложного нарушения. Все случаи я фиксировала в своих записях и пыталась отслеживать судьбу некоторых из этих детей. Сравнивая данные о детях, обратившихся за консультацией 20—30 лет назад, с данными последнего десятилетия, нельзя было не заметить некоторых изменений. Собранные данные позволяли с уверенностью говорить об усложнении с годами картины сложного нарушения у детей. Все чаще к нам обращались именно родители слепых детей, которые имели разные дополнительные нарушения, мешавшие им развиваться, овладевать речью, учиться.
Пытаясь проанализировать подобные случаи, я собирала данные о детях с врожденной и ранней слепотой, имеющих сложные нарушения. Несколько лет назад я сравнила особенности 58 слепых дошкольников с дополнительными нарушениями в возрасте от 8 месяцев до 7 лет, в консультировании семей которых я участвовала с 1974 по 2004 г. Анализ изменений причин осложненной слепоты показал заметное увеличение в последнее десятилетие числа слепых детей с дополнительными нарушениями, получивших сложный дефект в результате глубокой
недоношенности. Можно сказать, что глубокая недоношенность, следствием которой была слепота из-за ретинопатии недоношенных, стала самой распространенной причиной осложненной слепоты в эти годы: 61% наблюдений. За 20 лет первого периода наблюдений (с 1974 по 1994 г.) число детей с ретинопатией недоношенных составило всего 9%. Необходимо отметить, что во все годы наблюдений причины сложного нарушения при слепоте оставались примерно в 20% случаев неизвестными.
Пытаясь описать структуру нарушений у наблюдаемых нами слепых детей с дополнительными нарушениями, мы столкнулись с большими трудностями в систематизации этих разнообразных нарушений. Прежде всего пришлось разделить всех слепых детей на две группы: имеющих сложные нарушения с выраженным отставанием в психическом развитии и относительно нормально развивающихся. Оказалось, что в разные годы наблюдений число слепых детей с дополнительными нарушениями, с относительно благополучным психическим развитием составило примерно одинаковое число (18—20%). Среди этих детей мы могли выделить три случая двойных нарушений: слепоглухоту, слепоту с двигательными нарушениями, слепоту с эмоциональными нарушениями и один случай тройного дефекта — слепоглухоту с двигательными нарушениями.
• Коллекции → Материалы по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ
• Педагогика, образование → Специальное педагогическое образование
• Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология