Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Андреева Елена Борисовна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ
НОРМАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ УЧАЩИМИСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ

19.00.05 – социальная психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
психологических наук

Москва – 2011

2

Диссертация выполнена на кафедре социальной психологии развития
Московского городского психолого-педагогического университета

 

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор
Веракса Николай Евгеньевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук
Ильин Валерий Александрович,
профессор кафедры психологии управления МГППУ

 

кандидат психологических наук
Шиян Игорь Богданович,
зав. лабораторией раннего обучения и развития
детей Московского городского педагогического университета

Ведущая организация:

Московский педагогический государственный университет

Защита состоится «22» декабря 2011 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: г .Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета

Автореферат разослан «   »________2011 г.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

Общая характеристика работы.

Работа посвящена изучению социально-психологических факторов восприятия нормативных ситуаций учащимися колледжей.

Актуальность исследования. Проблема становления личности в юношеском возрасте является одной из актуальных проблем социальной психологии. Ее решение невозможно без изучения отношений межличностной значимости (Л. И. Божович, И. С. Кон, М. Ю. Кондратьев, А. А. Кроник, Дж. Мид, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, Г. Салливан, Г. Хаймен и др.), которые разворачиваются в социальном пространстве и, прежде всего, в пространстве социального взаимодействия той малой контактной группы, членом которой является конкретный субъект. Поскольку одним из важных аспектов личностной адаптации человека в социальном пространстве является восприятии им системы норм, носителем которой выступают субъекты социального взаимодействия, то исследование социально-психологических факторов восприятия социальных норм в юношеском возрасте представляет определенный теоретический интерес. Действительно, социальное пространство группы, понимаемое как система нормативных ситуаций, задает поведение, которое строится в интересах данного конкретного социума. Группу в этом случае можно рассматривать как своеобразную модель социального мира, в которой действует субъект (Е. П. Авдуевская, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина, И. С. Кон, М. Ю. Кондратьев, А. В. Петровский, А. С. Чернышев и др.). Он должен учитывать семейные нормы, совмещать собственные паттерны поведения с принятыми групповыми нормами и занимать определенный статус в системе межличностных отношений со сверстниками. Однако до настоящего времени взаимосвязь положения субъекта в системе межличностных отношений в группе сверстников и процесс освоения социального пространства группы, понимаемого как система нормативных ситуаций, остается неисследованной. Это тем более важно для анализа становления личности в юношеском возрасте в условиях среднего специального учебного заведения, где приобретается опыт социального взаимодействия. Поскольку колледж выступает важнейшим институтом социализации, представляется актуальным исследовать процессы восприятия и оценки нормативной ситуации учащимися учебной группы колледжа как определенной модели личностного развития в юношеском возрасте.

Многие специалисты (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, М. И. Бобнева, Л. И. Божович, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, В. Д. Шадриков, и др.) анализировали различные аспекты влияния системы норм на развитие формирующейся личности. Однако следует признать, что в научной литературе отсутствует общепринятое целостное представление о ходе процесса освоения системы нормативных ситуаций и особенностей ее восприятия учащейся молодежью.

Таким образом, актуальность исследования социально-психологических факторов восприятия студентами колледжей социального

4

пространства как системы нормативных ситуаций обусловлена тем, что открываются новые возможности, связанные с развитием межличностных отношений в студенческой группе колледжа; с оптимизацией взаимоотношений педагогов и учащихся колледжа; со становлением профессиональной позиции учащихся в ситуациях социального действия.

Это задает целевую направленность нашей работы и позволяет сформулировать гипотезы исследования не в их социально-психологической конкретике, а в логике продвижения социально-психологической проблематики, связанной с восприятием нормативных ситуаций. Ее обсуждение в данной работе характеризуется, на наш взгляд, системными многоуровневыми отношениями и в этом, во многом, содержится актуальность нашего эмпирического исследования.

В качестве цели исследования выступило изучение социально-психологических факторов восприятия нормативных ситуаций учащейся молодежью различных колледжей.

Объектом исследования стали констатационно-эмпирические показатели восприятия социального пространства, как системы нормативных ситуаций, обусловливающих возможность изменения межличностных отношений.

Предмет исследования – социально-психологические факторы восприятия нормативных ситуаций учащейся молодежью различных колледжей.

Исследуемая выборка включала учащихся средних специальных учебных заведений – колледжей (Медицинский колледж № 8, Профессионально-технический колледж № 49, Политехнический колледж № 50). Исследование проводилось с 2007 по 2010 год. В исследовании приняли участие 540 человек – учащиеся, обучающиеся на втором, третьем и четвертом курсах. Возраст испытуемых от 17 до 20 лет.

Основная гипотеза исследования: восприятие нормативных ситуаций учащимися колледжей представляет собой динамический социально-психологический феномен, связанный с психосоциальным развитием личности учащихся колледжей, с их положением в системе аттракционных отношений, с отношениями референтности, полярными для разных подгрупп значимых других, с нормативным пространством конкретного колледжа.

Основная гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:

1.  Психосоциальное развитие личности учащегося выступает фактором восприятия нормативной ситуации, что выражается в устойчивой корреляционной сопряженности его показателей между собой и вариации значений коэффициентов корреляции между показателями выраженности отдельных компонент психосоциального развития личности и показателями восприятия нормативной ситуации.

2.  Аттракционные отношения опосредствуют восприятие нормативной ситуации учащимися колледжей, что проявляется в сопряженности

5

социометрического статуса учащегося в учебной группе и восприятия нормативной ситуации.

3.  Отношения референтности связаны с восприятием нормативной ситуации студентами колледжей, что выражается в обратной корреляционной зависимости между референтностью близких родственников и одногруппников, а также в корреляционных связях между показателями референтности и восприятия нормативной ситуации.

4.  На протяжении обучения студентов в колледже наблюдаются изменения значимости личностного общения, обусловленные освоением формальных и учебных норм.

5.  Существуют различия в организации нормативного пространства колледжей, опосредствующие восприятие нормативной ситуации учащимися колледжей.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы предполагалось решить следующие задачи:

1.  Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме исследования и сформулировать частные гипотезы.

2.  Разработать адекватную предмету программу социально-психологического исследования, включающую исследовательские процедуры и методический инструментарий.

3.  Исследовать особенности восприятия учащимися колледжей нормативных ситуаций в связи с освоением учебных и профессиональных норм.

4.  Определить особенности аттракционных отношений в учебных группах колледжей и отношений референтности.

5.  Изучить особенности психосоциального развития учащихся колледжей.

6.  Обработать полученные результаты и сделать содержательные обобщения.

Методологическая основа исследования представлена анализом нормативной ситуации и положением культурно-исторической теории Л. С. Выготского об опосредованном характере развития, общенаучными принципами деятельностного опосредствования социального взаимодействия А. В. Петровского и основными принципами теории деятельности.

В рамках исследования изучались современные теории и концепции развития личности и группы, современные теории социализации. Источниками исследования являются фундаментальные теории, концепции, положения:

—  о личности как субъекте активности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

—  о социально-психологическом становлении личности (Г. М. Андреева, Е. С. Кузьмина, Д. Майерс, В. Н. Мясищев, Т. Шибутани);

—  о социальном самоопределении личности (А. В. Петровский, А. С. Чернышев);

—  об идентичности личности (Э. Эриксон, Дж. Тернер);

—  о поуровневом развитии группы (Л. И. Уманский);

—  о социализации (Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, Г. Зиммель, Дж. Мид, А. В. Мудрик, Т. Парсонс, У. И. Томас, Д. И. Фельдштейн, Т. Шибутани).

6

Методика изучения социальных процессов и норм в учебной группе предусматривает использование социологических и психологических методов сбора первичной информации: анализ документов и опрос (анкетирование, беседа). Одним из компонентов, структурирующих содержание работы, выступила концепция нормативной ситуации как фактора психического развития, в соответствии с которой была разработана методика исследования норм (Н. Е. Веракса).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определены достижением следующих результатов:

1.  Теоретически обоснована возможность анализа социального пространства колледжа как системы нормативных ситуаций, задающих поведение индивида в учебной группе.

2.  Показано, что социализация студента в колледже выступает как целостный социально-психологический процесс, в котором восприятие социальных норм связано со сложной системой социально-психологических факторов, включающих психосоциальное развитие личности, систему семейных отношений, систему аттракционных отношений учебной группы, отношений референтности и базовых норм, устанавливаемых в учебном заведении.

3.  Согласно полученным данным, к старшим курсам на смену обычному личностному общению приходит профессиональное, что выражается в снижении значимости межличностного общения в непрофессиональной сфере у высоко статусных студентов.

4.  Показана адекватность применения многопараметрического анализа массива социально-психологических данных, основанного на сопоставлении несравнимых результатов в соответствии с принципом Парето.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные эмпирические данные позволяют:

—  анализировать процесс социализации студентов как освоение системы нормативных ситуаций;

—  апробированная в исследовании методика многопараметрического сравнения рейтинга студентов позволяет дать объективную интегральную характеристику среднего специального учебного заведения в системе других учебных заведений;

—  результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке новых учебных программ по повышению квалификации специалистов средних специальных учебных заведений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты, полученные в рамках диссертационного исследования, обсуждались на научно-практической конференции «Психологический тип медицинского работника. Адаптация молодого специалиста в профессии» проведенной на базе Медицинского колледжа № 8 (февраль 2010 г.), научно-практической конференции "Социальная реальность. Профессиональное самоопределение", проведенной на базе Профессионально-технического колледжа № 49 (декабрь 2009 г.), научно-практической конференции "Психологический тип

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/Asf-001/Asf-a-027.htm