Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Емельянова Елена Владимировна

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
САМООЦЕНОЧНО-ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ
И ЛИЧНОСТНО-РОЛЕВОЙ ВЗАИМОПРЕДСТАВЛЕННОСТИ
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

19.00.05 — социальная психология

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва-2011

2

Работа выполнена на кафедре теоретических основ социальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор
Кондратьев Михаил Юрьевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор
кафедры дифференциальной психологии
факультета клинической и специальной
психологии МГППУ
Вачков Игорь Викторович

 

кандидат психологических наук, доцент
кафедры социальной психологии факультета психологии
МГУ им. М. В. Ломоносова
Дубовская Екатерина Михайловна

Ведущая организация:

Московский государственный
областной университет

Защита состоится 16 июня 2011 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан « » _______________ 2011 года.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом крайне значимых обстоятельств. Сегодня, когда в условиях бурно меняющегося мира в России происходит реальная смена учебно-дисциплинарной модели образования на личностноориентированную, учащиеся и особенно наиболее старшие из них — студенты — становятся в действительности полноценными субъектами образовательного процесса. В этом контексте процессы личностного развития и группообразования, система неформальных межличностных отношений студентов и характер их взаимоотношений и взаимодействия с педагогами-преподавателями представляют собой качественно значимый предмет психологического исследования. В то же время в отличие от зарубежной психологии, в рамках которой именно студенты, как правило, и являются наиболее часто привлекаемым к психологическим исследованиям контингентом испытуемых, в отечественной психологии по сравнению с дошкольниками и школьниками, а также с разнопрофильными трудовыми коллективами, студенты не столь часто оказываются в роли испытуемых. Более того, практически подавляющее большинство экспериментальных работ, посвященных проблематике студенчества, в рамках психологической науки носит либо психолого-педагогический, либо психолого-возрастной характер. Что касается социально-психологической проблематики студенчества, то посвященные ей отечественные работы на сегодняшний день явно немногочисленны и не позволяют аргументированно говорить об отсутствии предметно-проблемных «лакун» в этой исследовательской области. Одним из таких «пробелов» является комплекс вопросов о взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности субъектов образовательного процесса в вузе.

Цель исследования — выявить, описать и проинтерпретировать качественные закономерности и зависимости, характеризующие специфику взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности разностатусных студентов первого, третьего и пятого курсов и различных категорий преподавателей вуза.

Предмет исследования — характер взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности различных субъектов образовательного процесса в вузе.

Объект исследования — самооценка, готовность и способность к личностно-самооценочной идентификации и конфронтации студентов и преподавателей вузов, интрагрупповой статус студентов разных курсов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую, социально-психологическую и психолого-педагогическую специальную литературу по рассматриваемой проблематике.

4

2. Сформатировать программу экспериментального исследования, обозначив постановку исследовательской проблемы, выдвинув основную и частные гипотезы, сформировав батарею адекватного задачам работы методического инструментария и определив принципы организации исследования.

3. Провести пилотажное исследование и основные экспериментальные серии.

4. Обработать полученный эмпирический материал и проинтерпретировать выявленные и зафиксированные закономерности и зависимости.

5. Сформулировать итоговые выводы диссертации и предложить блок практикоориентированных рекомендаций, адресованных, прежде всего, психологам — практикам.

Исходя из цели, предмета и задач исследования в качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что особенности личностно-ролевой взаимопредставленности студентов и педагогов существенным образом связаны со спецификой их взаимоотношений и существенно сказываются на динамике их самооценочно-идентификационной ориентации.

Совершенно очевидно, что, будучи теоретической по своему характеру, основная гипотеза требует конкретизации, и тем самым, выдвижения частных гипотез-следствий, которые, в конечном счете, и могут быть напрямую экспериментально либо подтверждены, либо опровергнуты.

Согласно первой частной гипотезе, мы предположили, что студенты-первокурсники, выстраивая свою самооценку, в личностном плане в большей степени идентифицируют себя со студентами-пятикурсниками и преподавателями, а также подчеркивают свою несхожесть с третьекурсниками.

Согласно второй частной гипотезе, мы предположили, что студенты-третьекурсники, выстраивая свою самооценку, в личностном плане в большей степени идентифицируют себя с пятикурсниками и преподавателями, а также подчеркивают свою несхожесть со студентами-первокурсниками.

Согласно третьей частной гипотезе, мы предположили, что студенты-пятикурсники, выстраивая свою самооценку, в личностном плане в большей степени идентифицируют себя с преподавателями, а также подчеркивают свою несхожесть и со студентами-первокурсниками, и со студентами-третьекурсниками.

Согласно четвертой частной гипотезе, мы предположили, что преподаватели в зависимости от своего должностного статуса, возрастных характеристик и стажа педагогической работы в вузе демонстрируют различную степень готовности и способности к личностно-самооценочной идентификации со студентами. При этом нарастание самооценочно-конфронтационных ориентаций наиболее выражено у преподавателей наиболее молодых, имеющих наименьший стаж педагогической работы в вузе и занимающих отчетливо выраженный невысокий статус в должностной преподавательской иерархии.

5

Для проверки справедливости выдвинутых основной и частных гипотез, помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью экспериментальных групп, анализа документального материала и опроса экспертов, были использованы следующие методики: социометрия, референтометрия, методический прием определения интрагрупповой структуры неформальной власти, методика «подставной» самооценки, методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы.

Теоретико-методологическая основа исследования построена на общеметодологических принципах детерминизма, гуманизма, развития, историзма, представленных и обоснованных в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, И. Лакатеса, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, К. Поппера, С. Л. Рубинштейна и других исследователей, она включает комплексный, системный, субъектный подходы.

В качестве концептуальных моделей «среднего» уровня, являющихся собственно теоретической базой данного конкретного диссертационного исследования, выступают теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах (А. В. Петровский) и «дочерние» по отношению к ней концептуализированные модели — концепция персонализации (В. А. Петровский), социально-психологические модели вхождения личности в референтную для нее группу и восхождения личности к своей социальной зрелости, трехфакторная модель «значимого другого».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются, прежде всего, тем, что в диссертации впервые целенаправленно подвергнута изучению та психологическая реальность, которая характеризуется наличием содержательной социально-психологической связи между особенностями личностно-ролевой взаимопредставленности студентов и педагогов и специфики их взаимоотношений и динамикой их самооценки. Впервые (и это имеет принципиальное теоретическое значение для углубления социально-психологических знаний в области взаимовосприятия определяющих субъектов образовательного процесса в современном вузе) было экспериментально развернуто продемонстрировано, что личностно-самооценочная ориентация студентов различных курсов качественно несхожа. Так, первокурсники в большей степени идентифицируют себя со студентами пятикурсниками и преподавателями, а также подчеркивают свою несхожесть с третьекурсниками; студенты-третьекурсники в большей степени идентифицируют себя с пятикурсниками и преподавателями, а также подчеркивают свою несхожесть со студентами-первокурсниками; студенты-пятикурсники в большей степени идентифицируют себя с преподавателями, а также подчеркивают свою несхожесть и со студентами-первокурсниками, и со студентами-третьекурсниками. Самоценный теоретический интерес представляет собой зафиксированная в ходе эксперимента и

6

проинтерпретированная закономерность, согласно которой преподаватели демонстрируют различную степень готовности и способности к личностно-самооценочной идентификации со студентами: нарастание самооценочно-конфронтационных ориентаций наиболее выражено у наиболее молодых преподавателей, имеющих наименьший стаж педагогической работы в вузе и занимающих откровенно невысокий статус в должностной «табели о рангах».

Практическая значимость исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что выявленный и зафиксированный комплекс закономерностей и зависимостей, раскрывающих социально-психологические природу и сущность личностно-самооценочных ориентаций на идентификацию и конфронтацию студентов и педагогов современного вуза, адекватно отражает реально существующий в условиях образовательной практики характер личностно-ролевого «расклада» в отношенческих системах «студенты — студенты», «педагоги — студенты» и «студенты — педагоги».

Кроме того, подобранный, апробированный и реализованный в ходе данного экспериментально-теоретического диссертационного исследования комплект методик и методических приемов может быть использован практическими психологами, работающими в вузовских психологических службах, для оптимизации межличностных отношений в учебно-воспитательных коллективах современных высших профессиональных образовательных учреждений. Сформулированный блок практикоориентированных рекомендаций может и должен быть использован практическими вузовскими психологами с тем, чтобы при планировании своей профессиональной деятельности в целом и, в частности, конкретных психолого-воспитательных мероприятий не упустить из вида такую, порой определяющую переменную межличностных отношений в учебно-воспитательном коллективе вуза, как особенности личностно-ролевой взаимопредставленности студентов и педагогов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены адекватностью теоретико-методологической базы цели и задачам исследования, соответствием методического инструментария замыслу работы и сформулированным в ней как основной, так и частным гипотезам, необходимым и достаточным объемом экспериментальной выборки, квалифицированным использованием методов статистической обработки данных, логически выдержанной и теоретически последовательной интерпретацией выявленных и зафиксированных в ходе эксперимента закономерностей и зависимостей.

Эмпирическая база исследования: Экспериментальная работа проводилась в течение 2007—2009 годов на базе МГППУ, МПГУ и МГПУ. Всего в исследовании было задействовано 819 студентов I, III и V курсов, а также 124 преподавателя. После выравнивания групповой выборки в основных экспериментальных сериях участвовали 534 студента и 73 преподавателя.

7

Положения, выносимые на защиту:

1.   Существует психологически качественная связь между особенностями личностно-ролевой взаимопредставленности разностатусных студентов разных курсов и характером их самооценочно-идентификационной ориентации в системе отношений «студенты — студенты».

2.   Проявления готовности и способности к личностно-самооценочной идентификации и конфронтации студентов разных курсов по отношению к другим студентам и преподавателям качественно различны.

2.1 Первокурсники ориентированы преимущественно на личностно-самооценочную идентификацию с пятикурсниками и преподавателями и, наоборот, демонстрируют преимущественно конфронтационную личностно-самооценочную позицию в отношении третьекурсников.

2.2 Третьекурсники ориентированы преимущественно на личностно-самооценочную идентификацию с пятикурсниками и преподавателями и, наоборот, демонстрируют преимущественно конфронтационную личностно самооценочную позицию в отношении первокурсников.

2.3 Пятикурсники ориентированы преимущественно на личностно-самооценочную идентификацию с преподавателями и, наоборот, демонстрируют преимущественно конфронтационную личностно-самооценочную позицию в отношении и первокурсников, и третьекурсников.

3.   Общие закономерности, характеризующие специфику готовности и способности к личностно-самооценочной идентификации и конфронтации студентов разных курсов по отношению к другим студентам и преподавателям «работают» вне зависимости от внутригруппового статуса конкретных студентов. При этом степень интенсивности выраженности этих закономерностей в качественной степени обусловлена именно тем, о «высокостатусных», «среднестатусных» или «низкостатусных» студентах идет речь.

4.   В зависимости от таких своих характеристик, как стаж педагогической деятельности, возраст и должностной статус, преподаватели вуза демонстрируют качественно различную степень готовности к личностно-самооценочной конфронтации по отношению к студентам. При этом: а) имеет место следующая тенденция нарастания самооценочно-конфронтационных ориентаций по отношению к студентам — «профессора старше 50 лет, имеющие педагогический стаж работы в вузе более 20 лет — доценты 35—45 лет, имеющие педагогический стаж работы в вузе от 10 до 15 лет — ассистенты, преподаватели и старшие преподаватели не старше 30 лет, имеющие педагогический стаж работы в вузе менее 5 лет»; б) от таких характеристик студентов, как курс их обучения и интегральный статус в учебной группе, степень готовности и способности преподавателей к личностно-самооценочной конфронтации по отношению к студентам не зависит.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/EmelyanovaEV/EIs-a-021.htm