Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

КОРРЕКЦИЯ

Дошкольник

О. П. ГАВРИЛУШКИНА

РЕБЕНОК
ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ?

Семейная школа

Учебно-методическое
пособие

МОСКВА
Дрофа
2010

2

УДК

159.922.7

ББК

88.8

 

Г12

Серия основана в 2007 году

 

Гаврилушкина, О. П.

Г12

Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие / О. П. Гаврилушкина. — М.: Дрофа, 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция).

 

ISBN 978-5-358-04332-9

 

Книга раскрывает особенности развития детей-дошкольников и рассказывает о причинах и наиболее типичных признаках отставания в развитии.

 

В пособии даны конкретные рекомендации по организации коррекционно-развивающих игр и занятий детей.

 

Книга адресована родителям, педагогам и студентам педагогических вузов.

 

УДК 159.922.7

 

ББК 88.8

ISBN 978-5-358-04332-9

© ООО «Дрофа», 2010

3

Оглавление

 

От автора

4

Предисловие

6

Глава I. Детское развитие до семи лет

12

Глава II. Наиболее типичные признаки отставания в развитии

62

Глава III. Методические рекомендации и материалы для коррекционно-развивающих занятий

94

3.1. Исходные положения и правила для родителей

94

3.2. Развиваем внимание и восприятие

102

3.3. Учимся элементарным обобщениям

135

3.4. Играем вместе с детьми

139

3.5. Все дети любят рисовать

146

3.6. Учимся конструировать

151

3.7. Учимся общаться

156

3.8. О психологической готовности к школьному обучению

168

3.9. Как наблюдать за развитием ребенка

173

Приложения

187

4

От автора

Эта книга адресована родителям, у которых ребенок развивается не так, как его сверстники. Он плохо говорит, не любит играть в игрушки, не находит общего языка со сверстниками, капризничает, упрямится, его часто сложно понять. Жалобы родителей на трудности в воспитании таких детей многочисленны и разнообразны. Главное, что они почти всегда справедливы и требуют самого внимательного, серьезного отношения со стороны других членов семьи и тех специалистов, к которым обращаются взволнованные родители.

Реакция родителей на проблемы в развитии своего ребенка бывает очень разной. Одни начинают бегать по врачам, активно лечить ребенка, целиком полагаясь на чудодейственность лекарственных средств. Другие опускают руки, ищут виновного среди членов семьи, родственников, выясняют отношения между собой. Ребенок тем временем остается один на один со своими проблемами. Создается ситуация, при которой искажаются детско-родительские отношения, возникает угроза распада семьи. В обоих случаях взрослые делают одну и ту же ошибку — упускают драгоценное время для организации коррекционно-развивающих занятий. Для того чтобы организовать такие занятия в домашних условиях, необходимо обратиться в специальные медико-психолого-педагогические учреждения: реабилитационные центры, центры коррекции, центры здорового ребенка, центры развития и пр., имеющие общую задачу — диагностику развития детей, консультирование и сопровождение семей. Работающие там психологи, логопеды

5

учителя-дефектологи консультируют родителей, объясняют, как заниматься с ребенком дома под руководством специалистов. В этих центрах можно получить квалифицированную комплексную медико-психолого-педагогическую помощь, в которой нуждается ребенок. Только в содружестве с ними можно организовать дома необходимую образовательную среду и добиться положительных результатов в развитии своего ребенка. И чем раньше проблемы в развитии обнаружены и принимаются адекватные коррекционные меры к их устранению (или сглаживанию), тем более благоприятно будет происходить дальнейшее психическое развитие ребенка.

Желание помочь родителям зародило идею создания этой книги. Необходимость ее написания была продиктована самой жизнью: и многолетней профессиональной деятельностью, и опытом воспитания собственных детей и внуков. Наконец, пришла убежденность, что это право на советы у меня есть, как и понимание проблем, возникающих во внутрисемейных отношениях, особенно у молодых родителей, которым трудно найти общую точку зрения и выработать адекватную и единую стратегию семейного поведения. И главный совет — родительская любовь. Действенная, спаянная с терпением и мужеством любовь всегда плодотворна, а порой и чудодейственна. И мне хочется еще раз напомнить о ней и научить родителей понимать своего ребенка, принимать его таким, каков он есть, и стремиться во всем ему помогать.

О. П. Гаврилушкина,
профессор кафедры дошкольной психологии
и педагогики Московского городского
психолого-педагогического
университета

6

Предисловие

Рождение ребенка всегда связано в семье с приятными хлопотами, ожиданиями, надеждами. Но и проблем в процессе роста и развития ребенка всегда хватает. Однако они бывают разными. В нашей книге речь пойдет о проблемах, связанных с отставанием ребенка в развитии от сверстников. Родители отмечают у него неумение сосредоточиться, сниженный интерес к игрушкам, резкие изменения настроения, вспышки агрессивности, крайнюю несамостоятельность, задержку в развитии речи, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и пр.

Чаще всего родители обнаруживают (либо на это указывают знакомые, друзья) настораживающие факты в развитии ребенка к началу дошкольного возраста, т. е. к трем-четырем годам, когда он начинает посещать детский сад, где дети играют, рисуют, лепят из глины и пластилина, конструируют из различных материалов и пр. И оказывается, что для их малыша подобные занятия слишком трудны, даже непосильны. Следует заметить, что подобные открытия в большинстве случаев не являются для родителей полной неожиданностью и чаще — лишь подтверждают их внутреннее беспокойство. Наш многолетний опыт работы с «проблемными» детьми дает основание говорить о том, что недостатки детского развития, которые вдруг проявились и стали очевидными, на самом деле уже давно волновали и настораживали родителей. Но ребенок был мал, а надежда на благополучный исход, на то, что все проблемы сгладятся, нормализуются, была велика.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/Gro-2010/Gro-208.htm