Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛДАВСКОЙ ССР

Научно-исследовательский институт педагогики

М. И. Лисина, А. И. Силвестру

ПСИХОЛОГИЯ
САМОПОЗНАНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ответственный редактор
кандидат психологических наук

А. Г. Рузская

КИШИНЕВ «ШТИИНЦА» 1983

2

88.8
Л 63

Рецензировали и рекомендуют к изданию
доктор психологических наук Н. Н. Поддъяков
и кандидат психологических наук И. П. Негурэ

Раскрываются основные условия возникновения и развития образа самого себя у дошкольников, дается характеристика определяющих факторов его формирования, описываются индивидуальные особенности представления ребенка о самом себе. Особое внимание уделяется причинам возникновения у дошкольников искаженных представлений о своих возможностях. На основе богатого экспериментального материала предлагаются наиболее эффективные приемы их коррекции.

Книга рассчитана на психологов, педагогов, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.

 

Л

4305000000-83

172-83

 

© Издательство «Штиинца», 1983

М755(12)-83

3

ВВЕДЕНИЕ

Проблема самосознания — одна из самых сложных в психологии. Наиболее эффективным путем ее исследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов — собственной практической деятельности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми. Правда, экспериментальных исследований, направленных на выяснение центральных функций этих факторов, и той специфической роли, которую выполняет каждый из них в формировании самосознания, еще очень мало. Пока остаются неизвестными ранние сроки и многообразные причины индивидуальных отклонений в развитии самосознания, ярко проявляющихся у детей школьного возраста в форме неуверенности в себе, тревожности и т. д. Между тем выяснение этих вопросов способствовало бы своевременному устранению и даже предотвращению трудностей в развитии самосознания ребенка.

В дошкольном возрасте возникновение самосознания считается важнейшим достижением в развитии личности. Поэтому определение психологических условий формирования самосознания и выявление основных причин нежелательных отклонений в его развитии становится особенно актуальным для правильного построения основ будущей личности ребенка.

Мы подошли к изучению генезиса самосознания с позиций концепции развития общения. Конкретным предметом исследования послужили самопознавательные процессы, а именно формирование у дошкольников представлений о своих физических возможностях, рассматриваемых как когнитивные элементы образа самого себя. В качестве определяющих факторов развития самосознания

4

исследовались индивидуальный опыт ребенка, накопленный в ходе взаимодействия с предметным миром, и опыт его общения с окружающими людьми.

В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:

— определить наличие и относительную точность представления детей о своих физических возможностях на разных этапах дошкольного детства;

— выяснить главные функции индивидуального опыта и опыта общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе формирования образа самого себя;

— выявить индивидуальные особенности и причины устойчивых искаженных представлений о самих себе у дошкольников;

— экспериментально показать возможность преодоления заниженных представлений детей о себе путем организации специальных воспитательных воздействий.

Собранный нами материал углубляет знания о развитии самосознания в дошкольном возрасте, помогая выяснить, в частности, не только условия формирования представлений о самом себе в указанном периоде, но и некоторые вопросы о закономерностях развития образа самого себя. Практическая ценность работы связана с возможностью использовать ее результаты в процессе воспитания детей дошкольного возраста для устранения нежелательных отклонений в развитии их самосознания, а также в целях улучшения взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.

5

Глава I

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМЫ
САМОСОЗНАНИЯ

§ 1. Философский аспект проблемы

Самосознание уже долгое время занимает умы психологов, философов, социологов в нашей стране и за рубежом. При различии взглядов на природу самосознания и многообразии подходов к ее трактовке сущность решения данной проблемы определяется философской позицией авторов. Это и неудивительно, так как обычно самосознание рассматривается как неотделимая часть проблемы сознания, а последняя составляет центральное звено основного вопроса философии, вокруг которого постоянно ведется упорная борьба. Суть этого вопроса состоит, с одной стороны, в определении того, что является первичным: материя или сознание, физическое или психическое, объективное или субъективное; а с другой — в решении дилеммы, способно ли сознание отразить объективную действительность, могут ли люди иметь правильные представления о мире, его закономерностях, и, опираясь на эти представления и закономерности, изменять окружающую действительность в нужном им направлении? Разрешение этого основного вопроса делит философов на два противоположных лагеря: материалистический и идеалистический.

Философы, стоящие на позиции идеализма, принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. С их точки зрения, не сознание отражает материальное бытие, а наоборот — окружающая действительность является результатом творческой деятельности идеального духа. «Всякая деятельность духа, — писал Гегель, — есть только постижение им самого себя» [16, с. 25].

Совсем по-другому отвечают на данный вопрос философы-материалисты. Сознание рассматривается ими

6

как результат воздействия на субъект объективно существующего внешнего мира. Первичной признается материя, вторичным — сознание. Противопоставляя эти два понятия, диалектический материализм рассматривает их в неразрывном единстве: бытие порождает сознание, а сознание изменяет бытие, и оба начала постоянно взаимодействуют между собою. Правда, на первоначальных этапах своего становления материализм подходил к решению основного вопроса философии с позиций метафизической методологии, что проявлялось либо в недооценке активности сознания, в сведении его к пассивному созерцанию (метафизический материализм), либо в отождествлении сознания и материи (вульгарный материализм).

Вопрос о сознании и самосознании получает исчерпывающее диалектико-материалистическое решение только в марксистско-ленинской философии, которая исходит из признания объективного существования реального мира вне сознания и независимо от него. Сознание является отражением бытия, объективной действительности, а материя — источником отражения. «Сознание — отмечает К. Маркс, — никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием» [1, с. 25]. Возникновение и развитие сознания происходит в процессе материальной деятельности людей. При этом, изменяя внешнюю природу, человек одновременно изменяет и собственную природу. Поскольку материальная деятельность человека всегда имеет общественный характер, сознание также носит общественно-исторический характер. Оно «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» [1, с. 29].

Формирование сознания немыслимо вне общественных отношений. Но в общественные отношения вступают не отдельные органы чувств или психические процессы, а реальные люди, реальные субъекты деятельности. Поэтому влияние общественных отношений на развитие сознания осуществляется лишь опосредствованно, через личность. Личность, в понимании К. Маркса, не тождественна ни с сознанием, ни с самосознанием, хотя она не может существовать иначе, как через них. Сущность человека определяется совокупностью

7

общественных отношений, в которые он вступает в своем развитии, поэтому личность формируется только благодаря взаимодействию субъекта с окружающими его людьми. Отсюда и следует особое значение другого человека в самопознании индивида: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» [2, с. 62].

В. И. Ленин рассматривает сознание и самосознание как субъективный образ объективной действительности. Все, что составляет содержание нашего сознания, является продуктом отражательной деятельности субъекта. Отражение, однако, не зеркальный, пассивно-созерцательный процесс. Сознание, согласно учению В. И. Ленина, это реальная активная сила, которая способствует творческому преобразованию действительности. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» [3, с. 194]. Признание такой особенности сознания дает ключ к пониманию активности человеческой личности: люди одновременно и продукты, и творцы истории. И сознание, и самосознание представляют собой субъективный образ объективной действительности. Различие же между ними состоит в том, что в сознании отражается весь объективный мир в его многочисленных аспектах, а посредством самосознания человек выделяет себя из этого мира, осознает себя как личность, как действующее лицо, как субъект, познающий и изменяющий мир. В самосознании индивид выступает и в качестве субъекта и в качестве объекта познания. Развитие самосознания протекает в ходе практической деятельности человека и в условиях его взаимодействия с другими людьми. Сфера общественных отношений играет особую роль для возникновения и развития самосознания — человек познает себя опосредствованно, через другого.

В историческом плане самосознание появляется на значительно более высокой ступени развития человечества, чем сознание [66]. Вначале человек осознает себя в качестве субъекта лишь в процессе практического действия с вещами. Затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С гибелью родового строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникает

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/LPs-1983/LPs-112.htm